Материалы публикуются в рамках проекта «Киевстар» «Поделитесь любовью к Украине», цель которого - объединить украинцев вокруг красоты своей земли. «Киевстар» призывает делиться своими впечатлениями о живописности Украины и фотографиями на портале iloveukraine.com.ua.
Днепр с давних времён был судоходной рекой, но на юге возникали серьёзные затруднения из-за опасных порогов, которые не каждое судно могло преодолеть. Все помнят рассказы о том, как запорожские казаки с лёгкостью плавали по реке на своих чайках, а вот враги никак не могли пересечь пороги на своих боевых кораблях и разбивали их о близлежащие скалы и обрывистые берега. Уже в XVIII веке, во времена правления Екатерины Великой, ученые начали задумываться над тем, как улучшить судоходство на Днепре, но только 15 марта 1927 г. всё было готово и строительство ДнепроГЭС началось.
ДнепроГЭС (GPS координаты: 47.867178, 35.089706) – невероятное по своим масштабам промышленное строение, без преувеличений самое грандиозное в Запорожье, а возможно и в Украине. Это самая высокая дамба в Украине, старейшая среди каскада электростанций на Днепре. Да и вообще ГЭС однозначно является уникальным сооружением, во многих отношениях, которое пережило ни одну эпоху и претерпело ни одно изменение на своём долгом и нелёгком веку.
Днепровская гидроэлектростанция. Начало строительства 1927 год. Высота плотины 60 м, длина – 251 м, диаметр дуги – 600 м. Была взорвана во времена Великой Отечественной войны, отстроена и действует по сей день.
Стоит также отметить, что это строительство велось буквально голыми руками и босыми ногами на протяжении шести лет. По тому сложно даже представить, каких усилий это стоило, глядя издалека на масштаб.
Дорога к дамбе лежит через эстакаду (GPS координаты: 47.862974, 35.089213), которая проходит над шлюзами, а справа находится диспетчерская. Эти шлюзы также являются уникальными. Первый – однокамерный и сейчас в рабочем состоянии. Уникален он тем, что дёт возможность преодолеть 34,3 м с помощью всего одной камеры и одного подъёма. Второй находится параллельно и имеет три камеры, но увы, на сегодняшний день он практически разобран и заморожен. Проходим дальше по пешеходной дорожке, миную шлюзы и причальную стенку, и перед нами машинный зал, в котором как раз и находятся турбины, давшие возможность развиться мощному индустриальному комплексу на юге страны. А за ним уже начинается сама плотина.
Когда выходишь на плотину и смотришь вниз на высоту и толщу воды, которую она сдерживает, то становится жутко. Слегка наклонившись за перила ограждений, начинает кружиться голова. Тут стоит быть аккуратней и не становиться любителем экстремальных фото. Высота и ветер – плохое сочетание.
Справа – водохранилище, парусники и сотни тысяч кубометров воды. Слева – мощные стены и подпоры из железобетона, вода сливается по дуге водопадами, а на скалах обитают чайки, которые с такого расстояния кажутся белыми точками на серых камнях. Кроме того, внутри плотины когда то были железнодорожные пути. Но не стоит беспокоиться за целостность ГЭС, так как срок её эксплуатации 300 лет, а также, она пережила нелёгкие годы Великой Отечественной.
Этот период действительно мрачная страница в истории и в память о ней, на девятнадцатой стойке плотины, была прикреплена табличка (её можно увидеть справа по ходу, через дорогу): «Эти раны свидетельство суровой осени 1943 г.». На бетоне остались следы обстрелов и стену не ремонтируют с тех пор.
В начале войны, часть плотины и машинное отделение было взорвано советскими войсками. Тогда это вызвало огромную волну, из-за которой погибли не только враги, но и собственные солдаты и множество мирных жителей.
Немцы восстановили плотину и завезли новое оборудование, а при отступлении попытались полностью её уничтожить. Но, к счастью, это им не удалось. Наши солдаты вовремя смогли предотвратить катастрофу, и плотина была лишь частично разрушена, а в послевоенные годы полностью отстроена.
Сейчас мы можем спокойно разгуливать по ней, любоваться на уцелевшие пороги и скалы, остров Хортица и собственно Запорожскую Сечь, на которые открывается отличный вид в ясную погоду. Также хорошо видно Преображенский мост, центральную часть города и некоторые районы.
Но это уже совсем другая история.
Ночью плотина выглядит по-особенному. Но описать это нельзя. Это необходимо только увидеть!
Елена ПУРДЕНКО
Материал подготовлен с помощью смартфона "Киевстар"
Продолжение следует
Комментарии:
Комсорг | 23.12 2014 в 09:55
Один из призраков Социализма!