
В этом году мы празднуем 68-ю годовщину Великой Победы. Казалось бы, из кинофильмов и учебников истории мы знаем о той войне практически все. Жуков, Рокоссовский, Малиновский – громкие имена, выдающиеся личности. Но ведь не только великие полководцы влияли на ход истории в тот период. Увы, забытыми оказались почти миллион девушек и женщин, отправившихся на фронт.
При воспоминании о женщинах-героях войны на ум приходят имена партизанки Зои Космодемьянской и летчицы Марины Расковой. Неужели это все? Неужели так и останется в нашей памяти победа в Великой Отечественной войне заслугой только отцов и дедов? Всем известно, что война – мужское дело, но так распорядилась судьба, что семнадцатилетним девчонкам пришлось примерять на себя шинель и сапоги.
В те годы было не зазорно любить Родину, было не страшно отправиться на передовую мстить за любимого, отца и брата. Решимость, настойчивость, а также огромные потери на первых этапах войны привели к тому, что в 1942 году в СССР была проведена массовая мобилизация женщин на службу в действующую армию и тыловые соединения. Из исторических свидетельств известно, что женщины были задействованы во всех видах войск: летчицы, танкисты, снайперы, связисты, телефонистки, пулеметчицы, кухарки, санинструкторы и врачи.
Отправляясь на службу в первые месяцы и годы войны, эти юные девушки были преисполнены романтизма, враг представлялся слабым, а Красная Армия – всех сильней. Но попав на передовую, патриотически настроенные женщины сталкивались с фронтовой повседневностью: не слишком удобной военной формой, отсутствием общих и специальных женских средств гигиены, дефицитом медицинского и гинекологического обслуживания. Женское белье и форма появились только ближе к концу войны. Необходимость совместного проживания с мужчинами приводила к тому, что после боя было страшнее, чем в бою. Женщинам постоянно приходилось быть начеку, отстаивать свою честь. За нашей армией не следовали отряды женщин «особого назначения», солдатам приходилось нелегко, вот и искали утешения у молодых девушек, ведь «завтра» на войне наступало не всегда.
Но как бы ни было сложно, хотелось быть красивыми. Из шишек и тряпочек мастерили бигуди, пилотку носили на один бок, мечтали о платьях и танцах. В краткие часы отдыха руки тянулись к девичьим делам – вышивке, плетению, шитью.
Женские воспоминания о войне не похожи на эпические рассказы из книг. Они полны боли и слез. Ведь из женщины, призванной в мир давать жизнь, девочки превратись в солдата, вынужденного убивать и калечить. Это стало их реальностью, их обыденным ежедневным заданием. Кровь и боль, работа по 20 часов в сутки, холод и голод, пешие походы по 30 километров в день – разве это женский удел? Как смогли они, хрупкие и молодые, чаще всего вчерашние выпускницы, пережить все это, не сломаться, не сойти с ума?!
Фронтовички рассказывают, что страшно было остаться покалеченными, в бомбежку прятали ноги и лицо, умирать не хотелось, потому что еще не видели жизни, не любили. Они все выдержали, их мужество и смелость удивляли мужчин, подбадривали и вселяли надежду. Многие из бойцов обязаны жизнями девушкам-санитарам, которые спасали раненых под вражеским огнем. В рассказах ветеранов есть истории о том, как вытаскивали и перевязывали немецких солдат, потому что «не может быть двух сердец – одно для ненависти, а другое для милосердия».
Женщины в войну взяли на себя мужскую роль и в тылу. Их трудовые заслуги на заводах и в полях нельзя умалять, забывать. «Трудовой подвиг» – так это принято называть. Но большинство женщин не любят этих громких слов. Говорят, что просто не могло быть иначе. Из простых домохозяек они превратились в токарей и кузнецов, штамповщиц и слесарей, возглавили комбинаты. К примеру, в августе 1941 года в механическом цехе Ленинградского Кировского завода женщины составляли 90 процентов всех работающих. За годы войны было мобилизовано приблизительно 12 миллионов человек, включая пенсионеров и девочек-подростков. В то же время они оставались женами и мамами, ждали вестей и боролись за жизнь в голодные годы.
Поражают своей стойкостью и отвагой женщины-подпольщицы. С одной из них нам удалось пообщаться. Жительница Энергодара Теофилия Викентьевна Румянцева в годы войны жила в городе Новгороде-Волынском Житомирской области. В 1941 году ей было 20 лет. Муж был военным, в первые же дни ушел на фронт, получил ранение и остался на поле боя. Его подобрали жители окрестных сел, подлечили, после чего он отправился в город на поиски жены. Когда он ее нашел, немцы уже входили в город. Бомбежки, пожары, смерть и горе. До сих пор Теофилия Викентьевна не может забыть плачущего годовалого малыша на груди убитой матери, до сих пор думает: что с ним случилось дальше?
В отряде партизан она была поваром, стирала и штопала одежду, снабжала отряд провизией. За покупками приходилось ходить в близлежащие села, деньги давал командир. Сложнее всего было раздобыть соль. Свои покупки ночью относила в партизанский лагерь, иногда приходилось неподвижно сидеть по несколько часов, пропуская полицаев. Теофилия Викентьевна рассказала, как из-за постоянного страха, что лагерь обнаружат, практически год не разувалась, чтобы быть готовой к бегству. Все время начеку, не было места праздникам и спокойной жизни. Отдушиной были дружба и добрые отношения между людьми.
На вопрос, было ли страшно жить в оккупированном городе, Теофилия Викентьевна отвечает, что боялись не немцев, а доносчиков и предателей. По их вине погибло много подпольщиков, а также были казнены мирные жители, помогавшие партизанам. Страшно было то, что никому нельзя было верить. Себя Теофилия Викентьевна не считает подпольщицей, говорит, что поездов под откос не пускала, а только помогала бойцам в партизанском отряде. Но разве этого мало? Мы ждем от рассказывающих о войне описания героических подвигов и танковых боев. Нам хочется драмы и экшена, как в кино, и невдомек нам, современным и сытым, что ежедневный и упорный труд сделали Победу возможной.
Ах, девочки, милые, сестрички! Как вы вышли из той войны чистыми душой, как не озлобились и не упали духом? Фронтовички рассказывают: каждый день мечтали, как будут жить после войны, какие все будут добрые и дружные. И что после всего ими пережитого не будет больше войны никогда. Но оказалось, что после ликования 9 мая 1945 года их война не закончена. Принудительная демобилизация не дала им права выбирать, они оказались в водовороте мирной жизни с ее привычным гендерным укладом. Все их боевые заслуги быстро превратились в «половые», и девушек-участниц войны поголовно записали в «полевые передвижные жены».
В своей речи председатель Президиума Верховного Совета Михаил Калинин в июле 1945 года рекомендовал не хвалиться своими военными заслугами демобилизованным женщинам, и они рассеялись на просторах огромной Родины, будто и не было их никогда. Многие намеренно скрывали, что были на войне, чтобы иметь шанс устроить и наладить свою личную и общественную жизнь. А ведь среди этих женщин 150 000 были награждены боевыми орденами и медалями! Они оказались брошенными на произвол судьбы. Привыкшие к трепетному отношению на фронте, в мирной жизни они все начинали сначала. И только спустя почти 30 лет о них заговорили, вспомнили.
Женский взгляд на войну отражает все ее уродство и горечь. Может он поможет будущим поколениям понять и осознать, сколько горя несет война, сколько трагедии, боли и слез оставляет она после себя.
Не скупитесь на слова благодарности пожилым ветеранам, не отмахивайтесь от стариковской опеки! Ведь эти ныне уже бабушки и прабабушки заслужили не просто почет и уважение, а вечную признательность и память об их заслугах.
Мария ТАБАКАЕВА

























Комментарии:
Ольга | 05.07 2013 в 10:11
Это моя бабушка!