misto.zp.ua

Этапы большого пути украинского олигархата

В марте аналитический центр Atlantic Council был выбран медийной платформой, на которой бывшие американские дипломаты представили план действий по Украине для администрации Джо Байдена. В документе даются рекомендации, в частности, добиваться экстрадиции украинского олигарха Дмитрия Фирташа из Австрии в США, а также проводить судебные процессы против другого крупного бизнесмена - Игоря Коломойского.

 

На заре становления нашей независимости группа «посвященных лиц» включилась в великий передел украинской экономики. Позже они были названы олигархами и, можно сказать, стали неотъемлемой частью истории страны. Пройдемся по прошлым событиям, чтобы вспомнить, откуда вышли-пошли богатейшие люди Украины и почему они сегодня стали костью в горле у наших заокеанских «партнеров».

 

Вдруг стало можно все

 

Девяностые - период в новейшей истории, формально берущий отсчет с даты краха СССР по Беловежскому соглашению, оригинал которого затерялся в чащобах Беловежской пущи, но де-факто он перестал существовать уже после украинского референдума о независимости.

 

В начале 1990-х в стране сложилась ситуация, когда деньги решали все. Начались аукционы государственной собственности, а с ними пошел отсчет новой истории Украины. Продажа промышленных мощностей получила название «приватизация». Проводилась под обязательства сохранить производства, трудовые коллективы, провести модернизацию оборудования и прочего технического обеспечения. Взамен владельцы новых объектов за символическую стоимость получили высокорентабельные активы.

 

В тот период в обиход вошли новые слова: например, ваучер - государственная программа по объегориванию 95% населения. Это своеобразный кусок государственного пирога, с которым решили поделиться с народом. Для этих целей были выпущены ценные бумаги (ваучеры) по одной штуке на лицо. Их можно было поменять на акции ведущих предприятий или просто продать по цене двух палок копченой колбасы, а если повезет, то и бутылки водки в придачу. Люди, реализовавшие скупку у населения ваучеров и на них «затарившиеся» акциями экономически прибыльных объектов, были названы олигархами. В связи с этим явлением появился термин «спор хозяйствующих субъектов» - разборки между магнатами за особо лакомые куски промышленности.

 

«Родителем» олигархов считают второго президента Украины Леонида Кучму. В 1990-е власть яростно критиковали за непрозрачные аукционы, препятствовавшие доступу иностранного капитала в страну. Бытует мнение, что это была сознательная политика с целью создать олигархию. Кучма об этом позже написал так: «Капитализма без капиталистов, без национальной буржуазии, в том числе крупной, не бывает. Но все 15 лет нашей независимости толкали на путь создания капитализма мелких лавочников, малого предпринимательства, капитализма без крупной национальной буржуазии. Как в Польше. Такая модель убийственна для Украины. Она убийственна даже с точки зрения структуры украинской экономики – ее основу составляют промышленные гиганты...»*. В категорию «национальной буржуазии» вошли приближенные к власти политики, бизнесмены, то есть пользовавшиеся доверием президента. Действительно, это был «лихой» период, когда можно было все, но не всем, особенно транснациональному капиталу.

 

Активаторы экономического роста

 

В 1990-х, в период поры создания украинской буржуазии, иностранный капитал в Украину не зашел, а в начале 2000-х его уже не пустили доморощенные олигархи. Они стали первыми активаторами экономического роста в начале «нулевых».

Средний класс проявлял себя в данном направлении слабо. Защитники этой прослойки общества заговорили, что промоутерами экономического развития Украины должны стать бизнесмены средней руки. Но на пути перехода от олигархической системы к государству среднего класса стояли богатейшие люди страны. В тот период и произошло распределение их бизнес-интересов: Ринат Ахметов – металлургия, ТЭК; Виктор Пинчук – металлургия, медиа; Петр Порошенко – пищевая промышленность; Игорь Коломойский – ТЭК, инвестиции. Это были самые крупные игроки на поле украинской экономики, их власть внутри государства стала настолько огромной, что Леонид Данилович утратил над ними контроль.

 

В 2000 году началась всеукраинская акция «Украина без Кучмы». Олигархи выступили против президента, забыв, что своим статусом обязаны именно ему. Чуть позже, в 2004-м, под антиолигархическими лозунгами прошел «оранжевый майдан». Цели достигнуто не было. Тогда страх перед развалом промышленности останавливал даже отъявленных ненавистников олигархов. Последние продолжили сохранять экономико-финансовый баланс в стране и, соответственно, укреплять свои позиции.

 

Кризисные «десятые»

 

В отличие от относительно спокойных и стабильных «нулевых», «десятые» ознаменовались серьезными переменами, всколыхнувшими нашу страну. К власти пришел четвертый президент Украины Виктор Янукович, который попытался сломать олигархическую систему, взращенную своим предшественником Леонидом Кучмой. Ликвидировать олигархическое правление и установить президентское единоначалие не удалось – «ответка» не заставила себя ждать.

 

В конце 2013 года в Киеве начались социальные протесты, вылившиеся в революцию 2014-го. «Долой олигархию!» стало основным лозунгом этого события. Так же, как и в «оранжевом» случае, цель оказалась недостижимой. С началом антитеррористической операции на востоке крупнейшие бизнесмены страны даже «разделили судьбу» своего народа. Они начали жертвовать на помощь армии или отправлять гуманитарные конвои пострадавшему мирному населению. Принадлежащий Ринату Ахметову телеканал «Украина» львиную долю своего вещания посвящал репортажам о безупречной добродетели их босса в плане поддержки своих земляков.

 

«Посильное» участие в войне принял Игорь Коломойский, взяв на содержание значительную часть фронта. В то же время они поднимали цены на свои энергоресурсы, что провоцировало рост коммунальных платежей и стоимость потребительских товаров. Но какие могут быть вопросы к олигархам, когда у них в руках такая мощная индульгенция об отпущении тарифного греха? Вот так, давая на помощь армии десятину, они стократно грабили бюджеты и обчищали карманы народа. Но в любом случае их предприятия оставались градообразующими, собственники которых изо всех сил сдерживали экономическое падение страны.

 

О том, что с местными олигархами нужно что-то делать, иносказательно заговорили европейские лидеры в 2014 году. За словами о важности успешных украинских реформ прослеживался главный смысл: «Мы выделяем деньги на преобразования, а вы международному капиталу открываете доступ к украинским рынкам». Генератором этого процесса предполагался пятый президент Украины Петр Порошенко. Но и он не демонтировал «детище» Кучмы, которое стало вполне сформированной политической элитой. Если бы Петр Алексеевич посягнул на «святое», то на раз утратил бы свои позиции и влияние. Тем более что он и сам владелец крупнейшей промышленной группы. Таким образом, в период правления Порошенко олигархический вопрос оставался открытым.

 

Разрушение «престолов»

 

Начало 2020 года ознаменовалось эпидемией COVID-19. Мировые лидеры бросились защищать свои производства, а наша страна отправилась на общенациональный карантин, что повлекло остановку мелких и средних производств, торговли. Едва оправившись от прошлогоднего шока, в 2021-м снова «нырнули» в «красные» и «оранжевые» зоны.

 

К традиционным недругам Украины добавился Китай, на который в этом году были наложены санкции. Часть оппозиционных телеканалов сотрясают скандалы, и они тоже попадают под санкционный нож. В результате сеть «Телеграмм» становится если не главным источником новостей, то хотя бы популярным, благо большая часть статей написана доступным языком и часто содержит видео из первых рук.

 

Оттуда, в частности, прилетело известие с давосских полей, что мир уже не тот и назрела необходимость включиться в глобалистскую экономическую систему. А это означает, что придется закрыть систему крупного отечественного производства, причастных оттеснить от «кормушки», а в случае непослушания – даже пересажать. Нет, Европа на такое пойти никак не может: будут затронуты интересы слишком многих уважаемых людей, да и какие там производства – так, «майстерни». Значит, остается в Украине вплотную подобраться к олигархам.

 

Для глобалистов они стали избранной мишенью, потому что владеют ресурсами, в том числе и человеческими - более мощными, чем в европейских государствах. Правда, евроассоциация и переход на евростандарты подразвалили нашу промышленность путем повышения стоимости энергоресурсов до уровня ЕС, но еще остались отрасли, за которые имеет смысл побороться. Кроме недр, у нас есть высокие технологии мирового значения, включая военные, авиационные и космические. Неважно, в каком они состоянии, но они есть.

 

Несмотря на переизбыток экономистов и юристов, у нас все-таки лучшая система высшего образования, выпускающая высококвалифицированных инженеров с редкими специализациями. И это вопреки «болонской системе», поменявшей специалистов на бакалавров. К сожалению, выпускники технических специальностей для тяжелого машиностроения, литейного, сталеплавильного и других высокотехнологичных производств рискуют однажды вообще стать неприменимы в своей стране.

 

В свое время вопрос высоких технологий закрылся в Венгрии, производившей «Икарусы», в Прибалтике, славной РАФами. Эти страны стали в один ряд с Польшей – производителем сыра, колготок, косметики и аграрной продукции, взращенной и собранной на панских полях украинскими гастарбайтерами. Словакия может похвастать производством винограда, Чехия – недорогим пивом вполне заурядного качества. Все, о чем-то более высокопроизводительном можно забыть, потому что экономика строится на мелких производствах.

 

Как бы там ни было, крупные собственники - последний оплот нашей экономики. Но четкий сигнал из Atlantic Council уже поступил: экономическое пространство для захода транснационалов в Украину должно быть свободно. Решение по закрытию вопроса украинского олигархата уже принято. Вопрос только во времени исполнения. Так что не исключено, что владельцы крупнейших украинских активов станут очередной страницей нашей исторической памяти.

 

*«После Майдана 2005–2006. Записки президента»

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в