Родители пострадавших детей ставят этот диагноз под сомнение и подозревают, что причину нужно искать в столовой…
Опубликованная в прошлом номере РОСТа официальная версия СЭС о том, что отравление в гимназии «Гармония» не носило массового характера, как и следовало ожидать, вызвала огромное возмущение родителей. Ведь, несмотря на то, что в статистике санстанции, медиков и управления образования фигурируют только двое госпитализированных детей, на самом деле пострадавших было гораздо больше, просто не все попали на больничную койку. Да и вопрос, что же произошло в школе, остается открытым. Родители подозревают чиновников в попытке скрыть достоверную информацию, а представители различных служб оперируют лишь возможными предположениями.
29 апреля в ООШ № 4 состоялось совещание, в котором приняли участие представители управления образования, городских школ, родительских комитетов, СЭС, СМСЧ-1 и предприятия, которое пять лет тому назад выиграло тендер и теперь осуществляет питание детей в учебных и дошкольных заведениях города. Это мероприятие длилось почти два часа. Но, несмотря на его информационную насыщенность, ответа на вопрос, что именно послужило причиной отравления детей, так и не прозвучало. Правда, эпидемиологи и СЭС исключили практически все возможные инфекции, бактерии и вирусы, на которые было исследовано и помещение самой гимназии, и обследованы работники столовой.
Начальник объединенной СЭС, главный санитарный врач Энергодара Александр Костюков проинформировал участников совещания о том, что еще в минувшем году в области, в том числе и в Энергодаре, начался заметный рост острых кишечных заболеваний. Эта негативная тенденция продолжается и в нынешнем году. Особенно лидирует ротовирусная инфекция (32%), что не лучшим образом сказалось на уровне детской заболеваемости в городе. Кроме того, зарегистрировано 6 случаев сальмонеллеза. И, как утверждает Александр Костюков, это только видимая часть айсберга, поскольку около 40% больных не обращаются за медпомощью и занимаются самолечением, подвергая тем самым риску и себя, и окружающих.
При этом из-за изменений в законодательстве СЭС ограничена в количестве проверок, которые служба вправе проводить в школах и детсадах. По собственной инициативе санстанция вправе проводить проверки не чаще одного раза в год. В остальных же случаях – только по письменным заявлениям, задокументированным фактам, или же в случае осложнения эпидокружения, при госпитализации детей в больницу, как это было в гимназии «Гармония».
Претензий к продуктам у СЭС нет
Так что же все-таки обнаружили специалисты в гимназии? Как оказалось, ничего существенного. Во всяком случае, ничего из того, что могло бы привести к таким печальным последствиям. По словам начальника эпидотдела СЭС Инны Шаповал, в суточных пробах продуктов не выделено патогенных, условно патогенных организмов и бактерий, нет в них и сальмонелл. Отрицательными оказались и пробы воды как в питьевом фонтанчике, так и на самом пищеблоке. Все чисто и в бутылированной воде. Исследования проводились не только в Энергодаре, но и в Запорожье, где проверяли возможность вирусного происхождения инфекции. Ничего плохого не показали и смывы на пищеблоке, утверждает Инна Шаповал. Все это в совокупности не дает оснований для закрытия школьной столовой, поэтому она продолжает функционировать.
Столь распространенная сегодня ротовирусная инфекция, которая тоже фигурировала в числе возможных причин заболевания детей, также не нашла подтверждения. В то же время, эпидемиологи и СЭС предполагают, что вспышку заболеваемости в «Гармонии» могла вызвать ее ближайшая родственница – норовирусная инфекция, для которой характерен короткий инкубационный период (12-48 часов) и очень высокая степень заразности. Источником ее может стать больной человек и даже бессимптомный носитель вируса. «Потому нам сложно расшифровать вспышки заболеваемости. Кто-то один выделял вирус, но при этом был здоровым. Тем не менее, произошло распространение инфекции и заражение окружающих», – говорит Инна Шаповал.
Заразиться норовирусной инфекцией очень легко: контактным, пищевым и воздушно-капельным способом она распространяется мгновенно. Особенно часто вспышки этой инфекции происходят зимой и весной, а подвержены ей, прежде всего, дети. Чем она отличается от ротовирусной? Тем, что в этом случае диарейный синдром проявляется не так остро, но характерны рвота, боли в животе, а выздоровление или же улучшение самочувствия, при нормальном лечении, наступает уже через два-три дня.
Несмотря на то что по симптомам норовирусная инфекция действительно подходит к ситуации в «Гармонии», нельзя утверждать, что именно в ней кроется причина всех бед. Ведь, чтобы диагностировать инфекцию, нужно было собрать материал и передать на исследование в Запорожье, чего по каким-то причинам так и не сделали. Как отметили специалисты СЭС, эти анализы очень дорогостоящие и ложатся, почему-то, на плечи самих родителей. Впрочем, думается, что многие родители не отказались бы провести такое исследование, если бы им заблаговременно сообщили о такой необходимости. А так получается, что вопрос по-прежнему остается открытым – и это неизбежно будет порождать новые слухи и сомнения, которыми с нами поделились родители детей.
Чиновники и медики утверждают: им скрывать нечего
Родители, пожелавшие дать публичные комментарии, и те мамы и папы, которые предпочли анонимно возмущаться на сайте РОСТа, подозревают, что чиновники умышленно замалчивают причину произошедшего. Но и управление образования, и СЭС, и даже медики в один голос утверждают: они заинтересованы в том, чтобы информация была открытой для общественности. А некоторые заявления родителей о том, что скорая помощь не приезжала на вызовы, заместитель начальника СМСЧ-1 Александр Оверко категорически отрицает. Говорит, что пришел в школу в тот день, когда начались первые жалобы на плохое самочувствие гимназистов, а все последующее время медики держали на контроле тех детей, которые не были госпитализированы.
Обожглись на молоке — дуем на воду?
В общем, несмотря на то, что в этой ситуации все еще остается больше вопросов, чем ответов, выводы управление образования и СЭС все же сделали. Правда, весьма специфические. Во-первых, детям придется написать тематический диктант о соблюдении санитарно-гигиенических норм (можно подумать, до сих пор они были не в курсе о пользе мытья рук). Во-вторых, отныне и впредь категорически запрещается проводить утренники, выпускные вечера и другие мероприятия со сладостями и прочей едой, приготовленной за пределами учебного заведения. Запретили и ежегодные школьные и детсадовские ярмарки, хотя за многолетнюю журналистскую практику лично я не помню отравлений детей, связанных с такими мероприятиями.
Кроме того, теперь данные о количестве детей, пребывающих в учебном заведении, можно будет получить только с помощью официального запроса. Надо полагать, для такого постановления причиной послужило расхождение в озвученных цифрах о количестве отсутствующих в гимназии детей 17 и 18 апреля, что породило дополнительные слухи.
Ряд замечаний и предписаний СЭС касался также и организации работы персонала столовой, вентиляции, освещения в учреждениях образования, даже двухъярусных кроватей, которые, оказывается, запрещены по нормативам. Есть у СЭС замечания и к бутилированной воде, которую пьют воспитанники «Гармонии». И хотя в самой воде ничего не обнаружили, акцентировали внимание на том, что поставщик обязан подтверждать ее качество соответствующими сертификатами. Да и человек, который занимается доставкой воды в школы, обязан иметь заключение медкомиссии.
Одним словом, похоже, ситуация в «Гармонии» послужит катализатором многих изменений. Вот только большинство из них так и не дают ответа на простой, казалось бы, вопрос: чем же все-таки отравились ученики младших классов или какая инфекция спровоцировала симптомы, похожие на отравление?
Александр Давыденко, генеральный директор ООО «Днепроторг» – фирмы, которая уже не первый год осуществляет питание детей в школах и детсадах, выразил сожаление о произошедшем. Одновременно он категорически отрицает, что причиной отравления детей стало питание. Говорит, что денег, которые город выделяет на питание в учреждениях образования, достаточно на закупку качественных продуктов, их доставку специальным рефрижератором. Оборудование в столовой соответствует всем нормам, персонал кухни абсолютно здоров. Да и СЭС, вопреки сказанному, не обделяет учреждения образования вниманием и проверки осуществляет чаще, чем раз в год. В общем, все у них в порядке. А вот корень зла, по мнению Александра Давыденко, стоило бы поискать в киосках и магазинчиках, соседствующих со школами. Именно там, считает он, дети бесконтрольно покупают всякие орешки, чипсы, сухарики, газированные напитки и прочие вредные для их здоровья продукты.
Подводя итоги, Александр Костюков, обращаясь к родителям, сказал следующее: «Если ваш ребенок плохо себя чувствует (у него диарея, рвота), пожалуйста, не сидите дома. Что это такое, когда скорую вызывают, а от госпитализации отказываются! Если вызываете скорую, значит состояние острое, необходимо обследовать ребенка. А потом начинаются слухи о том, что и у родителей рвота, и у детей... Пожалуйста, соберите материал, чтобы мы могли отправить его в Запорожье для исследования. Мы просили об этом через педиатров. Никто ничего не сделал. СЭС выполнила бактериологические исследования. Анализы на вирусы можно сделать только в области».
Когда аргументы не внушают доверия…
Удивило и то, что у представителей родительских комитетов, которые приняли участие в совещании, не возникло вопросов ни к СЭС, ни к управлению образования, хотя сколько звонков за минувшие дни прозвучало в редакцию, сколько гневных комментарием по поводу позиции чиновников оставлено на нашем сайте! А тут оказалось, что всем все ясно, претензий нет. И только на следующий день после этого совещания с нами на связь вышли родители, которые сказали, что даже не слышали о нем, хотя именно их дети пострадали больше всех.
Ребенок Натальи Гончаровой попал в отделение вечером, 17 апреля. Поставили капельницу, в течение суток наблюдались под присмотром врачей, сдавали анализы. Кроме условно патогенной инфекции ничего не нашли. Не подтвердился и ротовирус. После выписки продолжили лечение у педиатра. «Последствия отравления есть. Судя по анализам, пострадала поджелудочная железа, почки. О том, что нужно было самостоятельно собрать для анализа материал, узнала только от вас», – говорит Наталья.
Была госпитализирована и дочь Татьяны Хоренко. После завтрака у первоклассницы началась рвота. Родителям об этом сообщили спустя 2,5 часа. Мама сразу же забрала девочку из школы, а в 17.00 ее уже положили в больницу. «Написали, что причина не установлена. Какой-то острый колит. Но чем он вызван, не понятно. Анализы были плохими», – говорит Татьяна.
В целом же, как утверждают родители, на боли в животе дети начали жаловаться еще на третьем уроке. «Один за другим детей водили в медпункт, давали таблетки и отправляли обратно на урок. Через полчаса у моей Лии началась рвота – как и у многих других детей. При этом ее продержали в школе еще почти три часа, и только потом сообщили мне. А ведь время в такой ситуации очень дорого, – возмущается мама. – Позже многие родители обращались на фильтр в поликлинику, приходили на прием, вызывали скорую. Я ехала в такси, водитель спросил, что случилось в школе, потому что к гимназии то и дело подъезжали автомобили такси и скорой помощи. А официально получается, ничего не произошло!».
Претензии к родителям, что они не собрали материал для исследования, их самих очень удивляют. Говорят, если бы кто сказал – обязательно собрали бы. «Моего ребенка стошнило именно в приемном покое. Никто ничего не сделал. Я, естественно, не знала, но медики-то были в курсе», – удивляется Татьяна.
Негодование родителей вызвал и тот факт, что медики, администрация школы и управление образования отрицают массовый характер отравления и говорят только о двух госпитализированных детях, хотя плохо было более чем двум десяткам школьников. Версия о норовирусной инфекции кажется им неубедительной. Так, например, по словам одной из родительниц – Елены, ее ребенок не ел в столовой, потому и не заболел. Аналогичная ситуация была и в соседнем 1-А классе.
Максима Хоренко, отца пострадавшей девочки, возмутила версия чиновников, которая никак не опиралась на реальную картину произошедшего. «Точку зрения родителей никто не изучал. Даже в аптеках, куда мы бегали за лекарствами, было известно о массовом отравлении в гимназии. Как можно говорить о том, что, этого не было?!» – удивлен мужчина.
Ребенку Татьяны Комисаренко стало плохо 17 апреля. Из школы четвероклассник вернулся с рвотой, а к вечеру поднялась температура. В телефонном режиме проконсультировались с врачом, спросили, что нужно делать. А на прием в поликлинику родители пришли уже утром следующего дня. Получили назначение для лечения и диагноз «острый гастрит». Но откуда он взялся, маме непонятно. Анализы, которые сдавали в поликлинике, не обнаружили в организме ребенка ни бактерий, ни вирусов. А вот собрать материалы для исследования накануне, во время рвоты, им никто не посоветовал, утверждает она. Говорит, что к тому времени уже половина класса мучилась с аналогичными симптомами. К счастью, младший ребенок Татьяны, который учится в этой же гимназии, в столовой не ел, и чувствовал себя хорошо. Именно поэтому она, как и остальные родители, сомневается в том, что столовская еда не могла послужить причиной отравления.
Теперь родители ждут реакции прокуратуры на ситуацию в «Гармонии». А еще они надеются получить если не извинения, то хотя бы внятные и разумные объяснения произошедшего. А пока многие родители отказываются от питания в школьной столовой – даже несмотря на то, что кухня получила добро на работу от СЭС.
Прокуратурой возбуждено уголовное дело
В понедельник мы отправились за комментарием к прокурору Энергодара Олегу Халину. По словам Олега Валерьевича, к ситуации в гимназии и последующим действиям чиновников действительно много вопросов. Возбуждено уголовное дело по факту произошедшего. «Как только нам стало известно о случившемся, мы вызвали криминалистическую лабораторию из Запорожья. Даже несмотря на то, что в школе уже работала СЭС, решили подстраховаться, хотя это и не было обязательно. Криминалисты взяли необходимые образцы, и сейчас мы ждем результатов анализов, чтобы установить действительную причину отравления», – рассказал нам прокурор.
Отдельно им же была инициирована прокурорская проверка, цель которой – определить правильность действий должностных лиц школы, отдела образования и городской власти в целом. Потому что сообщение в милицию и прокуратуру от них поступило далеко не сразу, отметил Олег Валерьевич. «По всей видимости, мы будем ставить вопрос о наказании, потому что за счет того времени, пока милиция и прокуратура не знали о случившемся, наверное, были скрыты какие-то факты», – отметил он. О результатах расследования прокурор обещал проинформировать, когда появятся первые данные, но сказал, что анализы займут определенное время.
Ксения СОЛОВЬЕВА

























Комментарии:
нет комментариев