Дискуссии на тему реорганизации социальной сферы Запорожья ведутся постоянно, но «только воз и ныне там». Государственные целевые программы финансирования, адресная материальная помощь, центры социальной реабилитации – далеко не весь перечень средств и методов, направленных на поддержку и адаптацию детей–инвалидов в современном обществе. А вопрос о том, в чем действительно нуждается эта категория населения, по–прежнему остается открытым.
Редакция «УЗ» решила узнать, как работают и в чем нуждаются учреждения, призванные оказывать помощь детям с инвалидностью, а главное, выяснить, что для них является первостепенной проблемой. Для этого мы обратились к заместителю директора Запорожского областного центра социальной реабилитации детей-инвалидов Людмиле Ивановне Колесниковой.
– Людмила Ивановна, расскажите, как давно работает Центр и какова ваша основная цель?
– Мы существуем не так давно – с 22 марта 2009 года. Наше открытие было инициировано и, соответственно, профинансировано Запорожским областным советом. К нам приезжают дети-инвалиды со всей Запорожской области. Основная задача – это интеграция ребенка к адаптации в обществе, ведь деткам с ограниченными возможностями приходится намного сложнее, чем их полноценным сверстникам. Курс реабилитации в учреждении одновременно могут проходить до 55-ти детей в возрасте от 2-х до 18-ти лет, их распределяют по возрастным группам, в зависимости от индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Учитывая то, что социальная реабилитация – это комплексная работа, то сразу же после поступления к нам с ребенком начинают работать психолог, учитель-реабилитолог, педиатр, музыкальный руководитель, логопед, воспитатели. Кроме того, используются различные коррекционные методики – классический аромамассаж, эрготерапия, бальнео-терапия, лечебная гимнастика и т. д. Но важно не путать это с лечением, так как медицинская помощь предусматривает использование лечебных препаратов, а мы их не применяем.
– А можно ли утверждать, что в реабилитации нуждаются не только дети, но и сами родители?
– Безусловно. Помимо своего прямого предназначения – реабилитации детей, мы также оказываем психологическую поддержку непосредственно членам семьи. Специалисты ежемесячно выезжают в села и районные центры именно для того, чтобы оказать помощь, проконсультировать детей-инвалидов и их родителей (опекунов), а при необходимости, оформить ребенка на реабилитационный курс в наш Центр. Парадоксально то, что зачастую о существовании таких учреждений, как наше, родители детей с особыми потребностями даже не догадываются и вынуждены оставаться со своей проблемой один на один, а попав к нам, видят, что вокруг открытые и неравнодушные к их горю люди, и на глазах расцветают. У нас они получают общение и недостающее внимание, а также неоценимую помощь специалистов.
– Людмила Ивановна, насколько проблематично осуществлять подобные выезды в районы?
– В материальном плане – крайне сложно. У нас есть «Газель», рассчитанная на 5 посадочных мест, но этого недостаточно для транспортных нужд Центра. В основном родители самостоятельно занимаются транспортировкой своих детей. Но нужно заметить, что это стоит немалых денег, а если семья еще и малообеспеченная, то это крайне тяжелая задача. И если говорить о проблемах транспортировки, то, помимо автомобиля, мы очень остро ощущаем нехватку лифта в нашем Центре. Казалось бы, в нашем здании всего три этажа, но, учитывая то, что весь персонал – женщины, очень тяжело и сложно переносить больных детей на своих руках с этажа на этаж. Отсюда и весовое ограничение при приеме на реабилитацию – дети до 25 кг.
– С учетом всех потребностей и нужд, как на сегодняшний день осуществляется финансирование вашего Центра?
– К сожалению, по принципу «с миру – по нитке». Хотя, конечно, нельзя говорить о тотальном материальном бедствии, так как ремонт у нас новый, а оборудование современное и, по сути, все условия для полноценной работы есть. Но вопрос текущих расходов не дает покоя. Ведь постоянно нужно закупать канцелярию, бытовую химию, частично одежду, а на это тоже нужны деньги. Поэтому персонал вынужден восполнять пробелы материального обеспечения, по возможности, за свой счет. Время от времени нам оказывают спонсорскую помощь, но это скорее случайность, чем закономерность.
«В Запорожье проживает 2520 детей-инвалидов. Впервые в этом году выплачивается одноразовая целевая адресная помощь семьям, в которых детей-инвалидов воспитывают родители-инвалиды, детям-инвалидам, которые воспитываются в многодетных семьях, студентам-инвалидам, которые проходят обучение в вузах ІІІ–ІV уровня аккредитации, а также частично возмещаются затраты на оплату коммунальных услуг семьям, которые воспитывают двух и больше детей-инвалидов» (Информация Запорожского горсовета).
Катерина ШИЯН
Комментарии:
нет комментариев