Ежегодно для перевозки льготников в общественном транспорте, запорожские власти перечисляют на счета транспортных служб 54 миллиона гривен, 92 % из которых получает «Запорожэлектротранс», остальную сумму отводят на автобусные перевозки. Сейчас на рассмотрение вынесен законопроект о замене данной системы.
Планируется, что данный бюджет будет поделен на каждого льготника, и полученная сумма компенсации ежемесячно будет выдаваться ему лично.
В Запорожье на данный момент больше 220 тысяч лиц, пользующихся услугой льготного проезда, выделяемых средств явно не хватает. Это не та проблема, которая может возникнуть в перспективе, это та проблема, с которой мы столкнулись уже сегодня. Пенсионеры жалуются на транспортные службы за то, что их отказываются перевозить бесплатно, виновником ситуации чаще всего остается водитель средства передвижения. Все знают, что существует закон о том, что льготным категориям лиц обеспечен бесплатный проезд в общественном транспорте, однако, не многие в курсе, что на деле государство оплачивает службам довольно ограниченное количество перевозок. Если данное нововведение будет воплощено в жизнь, запорожские пенсионеры наравне с остальными жителями смогут вносить водителю оплату, тем самым избегая отказов. На сегодняшний день еще не определена сумма адресной помощи, которая будет выделяться в качестве доплаты льготным лицам, у многих экспертов опасения вызывает тот факт, что она будет недостаточной для того, чтобы человек мог компенсировать свои траты на проезд, как это происходит сейчас с бюджетом, выделяемым на льготников Управлению соцзащиты. С другой стороны, даже при условии выплат льготы наличными, своими правами наконец-то смогут воспользоваться жители малонаселенных пунктов Запорожской области. Они также включены в сумму компенсации, которая сейчас выплачивается транспортным службам, однако, воспользоваться своими льготами не могут по простой причине — отсутствию транспорта в местах их жительства. Правительство страны планирует запустить процесс замены бесплатного проезда на адресную помощь в ближайшие два года, однако, перед тем как внедрять систему по всей Украине, эксперимент проведут в Винницкой области. Только если он окажется успешным и принесет ожидаемые результаты, нововведения для льготников коснутся и Запорожья.
— На сегодняшний день, замена льготного проезда на адресную помощь находится на уровне слухов, поэтому мы пока не знаем всех тонкостей и механизма данной программы. На мой взгляд, Винницкая область — не самый интересный полигон для проверки действия такой масштабной системы, это специфическая область, транспортные возможности которой довольно ограничены по сравнению с регионами Восточной Украины. Результаты эксперимента, проведенного в том же Донецке или Луганске, были бы более информативны и показательны. В целом, если бы данный проект осуществился, это был бы большой прорыв. Лица, принадлежащие к льготной категории, были бы более осведомлены о функциональных обязанностях транспортных служб по отношению к ним и обязанностях государства, соответственно, сформировалось бы четкое мнение общественности о том, кто и какие услуги им должен предоставлять. Удалось бы сократить многие убытки транспортных служб, и, как следствие, закупить новый транспорт. Если данный проект действительно хотят воплощать в жизнь, то делать это нужно уже сейчас. Сама программа имеет будущее, но, пока сведений о том, что она в скором времени будет реализована в Запорожье, к нам не поступало, — говорит Юрий Дроздов, начальник управления транспорта и связи запорожского городского совета.
Согласно статистическим данным за первый квартал 2013 года, транспортными службами было перевезено 63289,5 пассажиров, из них 17880 человек перевезли трамваи, а 8105,5 — троллейбусы. При этом, 223 000 человек от полного состава населения, являются льготниками. Если внедренная адресная помощь не покроет затрат льготников на проезд, а сама льгота будет ликвидирована, от новой реформы сильно пострадают пенсионеры. Размер средней пенсии в Запорожье не превышает 1280 гривен, у 271 тысячи пенсионеров и того меньше, а около 50 тысяч людей вынуждены сидеть на минимальной оплате и находятся за чертой бедности. Поэтому, правильное распределение бюджета под данный проект — главная задача при его запуске.
Некоторым малоимущим государство помогает оплачивать часть коммунальных затрат за счет субсидий, но, число людей, получающих данный вид государственной помощи, с истечением лет не растет, а падает. При этом, жители города только и слышат вести о повышении тарифов на газ, электроэнергию и воду. Остается надеяться на то, что чиновники не ошибутся в своих расчетах, и размера суммы адресной помощи льготникам хватит на то, чтобы обеспечить себе как минимум ежедневный проезд по городу в две стороны.
Ксения НИКИТИНА
Комментарии:
Георгий | 02.09 2013 в 07:00
Как я помню раньше имели право на бесплатный проезд только пенсионеры - ветераны труда,подчёркиваю ветераны труда и то только если они не работают.А так получается вышел на пенсию в 40 или в 50,получая хорошую пенсию и продолжая работать,получая хорошую зарплату ещё имеют и бесплатный проезд.
николай | 29.08 2013 в 18:42
как всегда чиновник не откажется от кормушки, Кто из чиновников добровольно отдаст право делить бюджетные деньги, Инициативу зарубят на корню