Сегодня трудно найти украинца, который бы ни разу не воспользовался банковским кредитом на развитие бизнеса, ипотеку, приобретение автомобиля или бытовой техники… Вот только заемщики, чаще всего, не знают, какие подводные камни подстерегают их при оформлении кредита.
История, которая послужила поводом поднять данную тему, на самом деле не единична. Как оказалось, немало энергодарцев уже успели столкнуться с «прелестями» отечественного налогового законодательства и мудреных взаимоотношений с банками.
Несколько лет назад жительница Энергодара оформила в одном из банков кредит на довольно крупную сумму для покупки авто. Спустя время, в силу финансовых сложностей, выплачивать его не смогла. И был найден, как тогда казалось, компромисс: банк забрал у женщины автомобиль, продал его, а полученные средства направил в счет уплаты долга по кредиту. Но кроме тела кредита и процентов оставались еще штрафные санкции – пеня (более 60 тысяч гривен), которую банк «великодушно» простил клиентке. Как говорится: сам насчитал – сам списал. Дело было в конце прошлого года.
Тогда казалось, что на этом история благополучно закончилась. Ан нет! В сентябре нынешнего года женщина получила «письмо счастья». Нет, не из ГАИ, а из налоговой инспекции. В уведомлении шла речь о некой неуплате налога по полученной прибыли. В процессе беседы с налоговым инспектором жительница Энергодара была ошарашена: ей насчитали в качестве налога кругленькую сумму – более 10 тысяч, не считая штрафа! А налог она должна была уплатить с той самой пени, которую ей когда-то простил банк. То есть речь шла о деньгах, которые она и в руках-то никогда не держала! Но официально эти деньги почему-то квалифицировались как доход заемщика. Шокированная женщина теперь пытается разобраться в ситуации.
Попытались разобраться в ней и мы. Что же это за налог такой на виртуальные, по сути, списанные банковские штрафы?
В Энергодарской ГНИ нам пояснили: с 1 января 2011 года вступила в силу одна из статей Налогового кодекса, которая гласит: в месячный совокупный доход гражданина включаются и суммы списанных кредиторами денежных средств, по которым срок исковой давности еще не истек (этот срок, к слову, составляет три года). Эти доходы необходимо задекларировать. Стоит также знать: кредитор – банк или кредитный союз – обязан сообщить заемщику в письменной форме (рекомендованным письмом с уведомлением о вручении) о списании энной суммы. Кроме того, в этом уведомлении должна содержаться информация о том, что человек обязан подать декларацию о доходах. Налогообложение этой списанной суммы осуществляется по ставке от 15 до 17 % от суммы списанного долга.
– Проблема заключается в том, что люди, получая такие уведомления, в подавляющем большинстве, не обращают на них внимания. Либо не дочитывают до конца, либо не вникают в статью закона. Следовательно, в налоговую инспекцию декларироваться они тоже не приходят. В результате подпадают под административный штраф, плюс еще им начисляются штрафные санкции за неподачу отчетности, – предостерегает начальник отдела обслуживания плательщиков Светлана Поляцкая.
Чтобы избежать еще и дополнительных штрафов, необходимо подать декларацию вовремя. После ее заполнения указанную сумму придется-таки оплатить. Иных вариантов просто нет, утверждает наша собеседница. Потому что, если вы не понимаете, откуда вообще взялся этот долг, каким образом банк его списывал, какими критериями он руководствовался при этом, решать проблему нужно было еще с банком, сразу после получения уведомления. Правда, нередко и с этим возникают сложности, ведь обращаться нужно непосредственно в финансовое учреждение, по месту его фактической регистрации. А у нас в городе есть практика, когда кредиты оформляют представители учреждения, а сам банк находится в Киеве, Харькове или бог знает где еще.
– Все это выяснять человеку придется самостоятельно либо же с помощью адвокатов. Мы, работники налоговой инспекции, сделать это не можем, потому что есть закон о банковской тайне. Оспаривать действия финансового учреждения придется в судебном порядке. Но в Энергодаре я пока таких прецедентов именно по этой теме не знаю.Налоговая же может получить такое право только после решения суда, – говорит Светлана Викторовна.
Тогда каким образом начисляется налог? ГНИ получает информацию о списанных суммах от министерства доходов и сборов. Она подается банками по специальной форме 1-ДФ, централизуется в Министерстве, обрабатывается, а затем уже подается на места по налоговым кодам физических лиц с тем, чтобы они были привлечены к налогообложению.
В общем, вырисовается интересная картина: взял, скажем, человек кредит на сто тысяч. Выплатить нужно за несколько лет все двести. А если вдруг что-то не заладилось, платить вовремя не получалось, пошла пеня, которую при определенных условиях банк берет и списывает. (Сколько было таких «прощенных» финучреждениями штрафов в послекризисные годы!). Но, оказывается, теперь заемщику придется заплатить за полученное «благо» государству. Если же сроки подачи декларации были нарушены, то к сумме налога прибавляется еще и штраф.
Светлана Поляцкая убеждена: если человек уверен, что он оплатил кредит полностью и ничего банку не должен, то сумеет это доказать. При условии, конечно, что он хранит все договора, дополнительные соглашения, квитанции об оплате (от первой до последней!).
– В банке тоже работают люди, и потому полностью исключить человеческий фактор нельзя. Могут возникать сбои программ, ошибки. Не так давно был случай: женщина получила уведомление о том, что должна банку по кредиту, который брала еще в начале 2000 года. Но она сумела доказать, что кредит полностью закрыт. Потому что хранила все квитанции еще с 1998 года. Никогда не знаешь, какая бумажка может пригодиться вам через 10-15 лет, – констатирует она.
Точное количество энергодарцев, получивших подобные уведомления в текущем году, Светлана Поляцская назвать не смогла. Но, по ее словам, такие случаи не единичны. И понять, по каким критериям банки списывают долги своих заемщиков, довольно трудно. Да и зачем вообще это нужно банку, ведь, на первый взгляд, он теряет деньги. Возможно, таким вот образом банки пытаются переложить на налоговую свои «проблемные» кредиты. Дескать, разбирайтесь дальше сами.
Так в чем же интерес банка?
Найти ответ на этот вопрос нам помогла директор ООО «МАГ-технология» Светлана Юркевич.
– Аннулирование выгодно для банков, – пояснила Светлана Олеговна, – поскольку таким образом они делают свой баланс чище. Это совсем другие показатели кредитного портфеля, другая отчетность. Финансовое состояние банка после списания долгов выглядит гораздо лучше. Это позволит легче находить деньги на европейских рынках. Кроме того, очистка кредитного портфеля от лишней задолженности позволяет банкам активнее выдавать новые займы.
Вообще списание кредитных долгов особенно распространено в отношении тех клиентов банков, которые не могли платить по ипотеке. Людям предлагают отдать банку квартиру, стоимость которой вносится в счет погашения долга. Даже если квартира стоит меньше, чем совокупная сумма долга, оставшуюся часть кредита обещают аннулировать. Таким образом, например, квартирой стоимостью $ 100 тыс. можно погасить кредит на $ 150 тыс. Кроме того, обычно по просроченным кредитам начисляются штрафы и пени на очень большие суммы. Иногда они даже превышают основную сумму долга. Подобное аннулирование позволяет избавиться и от таких проблем. Но для клиента, напомним, ставка налога на доходы физических лиц составляет 15% за первые десять размеров минимальной заработной платы (сейчас это 11470 грн.), плюс 17% с суммы, превышающей эту величину. То есть речь идет о достаточно больших деньгах. В приведенном нами примере это почти 68 тыс. грн (или $ 8,5 тыс.), говорит Светлана Юркевич.
При этом наша собеседница обратила внимание еще на один важный момент: налоги за своего заемщика может оплатить и сам банк, который аннулировал кредит – если он не информировал своего клиента о списании долга и не вписал «прощенную» сумму в форму 1-ДФ. В таком случае банк «в полном объеме может выполнить обязанности налогового агента» – так комментируют на официальных сайтах налоговой.
– О том, что вся эта ситуация в принципе противоречит законам логики, говорят и многие юристы, – констатирует директор ООО «МАГ-технология». – Ведь задолженность по кредиту может быть списана как безнадежная только в случае невозможности ее погашения. Проще говоря, когда у человека нет денег. И если у него нет средств на погашение банковской задолженности, то откуда им взяться для уплаты довольно крупной суммы налога. Возможно, законодателям стоит рассмотреть необходимость внесения изменения в Налоговый кодекс относительно установления ставки налогообложения в размере 0% с такого вида «дохода».
Что же, такие действия были бы вполне логичным и обоснованным шагом. А пока этого не произошло, уважаемые читатели, внимательно читайте договора и не игнорируйте письма из банка. Ведь вероятность того, что они принесут вам счастье, увы, очень мала...
Ксения СОЛОВЬЕВА

























Комментарии:
нет комментариев