Вот и наступил праздник - День Автомобилиста (26 октября), но украинцам не до веселья. Введение новых штрафов на дорогах, замораживание автокредитования, курсовые колебания валюты, да и общая политическая нестабильность в стране не вселяют уверенности в завтрашнем дне. Причем ни обычным автолюбителям, ни самому автобизнесу
Кредитование
После вступления Украины в ВТО кипели страсти относительно будущего авторынка в стране и, в частности, о ценообразовании. Ведь цены на автомобили – это самое важное, что интересует нашего автолюбителя. Процесс, как говорится, пошел, и один за другим автобренды стали заявлять о падении цен. Не важно, связано это было с понижением таможенной пошлины до 10% или просто с очередным маркетинговым решением компании в связи с ликвидацией остатков – важно то, что наметилась положительная динамика, и цены на автомобили стали уверенно снижаться.
Но, мировой финансовый кризис и его отголоски в Украине внесли свои поправки, и теперь что-либо прогнозировать в долгосрочной перспективе очень сложно, ведь ситуация меняется почти каждый день, как котировки акций.
Первой, кто принял удар и ушел в нокдаун, оказалась наша банковская система и, как следствие, конкретно система кредитования покупок автомобилей. Как гром среди ясного неба прозвучало постановление НБУ о замораживании кредитования в Украине. Банки получили указание прекратить выдачу кредитов. Благо, что хоть полное «финансовое эмбарго» продержалось всего несколько дней, и после этого появились первые официальные сообщения о якобы возобновлении кредитных программ, но уже с совершенно новыми условиями.
Нацбанк понять можно. Его основная задача – это сохранение положительного сальдо во внешнеторговой деятельности и не допустить паники на рынке, ведь обычно народ паникует простым способом – бежит в банк и снимает деньги с депозитов. Это и провоцирует острое финансовое голодание у финансовых учреждений.
Сейчас позиция большинства банков в сфере кредитования уже стала известной и банки намерены все-таки продолжать кредитовать, ведь это их бизнес, и терять свою долю рынка не намерен никто из них.
«Никто, конечно же, полностью прекращать кредитование не будет, - заявил почетный председатель «Укргазбанка», член совета НБУ Василий Горбаль. - В постановление НБУ речь идет только об ограничении на кредитование, то есть кредитовать можно, но только в объемах, которые зафиксированы к настоящему у каждого банка».
Проще говоря, банкам разрешили разморозить свои кредитные программы, но оперировать теперь они имеют право только своими активными финансовыми запасами.
Нужно отметить, что в Украине более, чем 50% покупок новых автомобилей осуществляется в кредит. Можете себе представить, какое количество сделок в последнее время сорвалось у автодилеров, ведь за последние несколько недель получить кредит на покупку автомобиля стало почти невозможно.
Мало того, что очень многие практичные украинцы специально ждали осени, чтобы купить машину по сниженной цене (традиционные осенние скидки), так еще и многие планировали просто вложить свои свободные деньги в автомобили. Как правило, эти свободные деньги появляются к осени у аграриев. Также, у людей в наличии сейчас есть определенная денежная масса, которую они могли бы легко конвертировать в средства передвижения.
Ценообразование
Глава НБУ Украины Владимир Стельмах обнародовал статистику Нацбанка о том, что за первые двадцать дней октября граждане Украины сняли со своих банковских счетов 17,6 миллиарда гривен, среди которых более, чем 13,5 миллиардов – это деньги частных лиц.
Хорошо, если люди с деньгами могут купить машину в салоне за наличные без привлечения кредита, но таких далеко не большинство.
В связи с этим автодилерские сети в спешном порядке сейчас пересматривают свои программы ценообразования.
Большинство крупных торговцев автомобилями обычно при формулировании цен ориентируются на конъюктуру рынка (спрос) и цены конкурентов, не забывая, конечно, про свою норму рентабельности.
После вступления страны в ВТО и понижения таможенной пошлины на импортируемые автомобили до 10%, дилеры соревновались между собой, кто быстрее заявит о понижении цен и насколько это понижение будет «сладким» для конечного потребителя.
Аудитория покупателей уже стала привыкать к новым ценам, радуясь, что это понижение будет продолжаться такими же темпами и дальше.
Но, кризис на финансовом рынке в настоящее время влияет не только на динамику снижения цен, но и вообще поставил под вопрос дальнейший ценопад. Кулуарно многие эксперты высказывают даже мнение, что цены могут начать меняться теперь уже в обратную сторону – в сторону увеличения.
Повысить цены – серьезный шаг для любого дилера, который может иметь и плачевные, в том числе, последствия для его бизнеса.
У многих дилеров сейчас есть складские запасы – автомобили, закупленные еще по прежнему валютному курсу. Ими и торгуют. Но, учитывая серьезный откат гривны и падение ее курса по отношению к американскому доллару можно предположить, что некоторые дилеры уже торгуют в «ноль», и спешно стараются избавиться от запасов.
Очень приятно сейчас выглядят дилеры, заявляющие свои цены в гривнах, либо заявляющие свои цены в привязке к фиксированному (как правило, низкому) курсу доллара.
Рыночный курс доллара к гривне уже перевалил за отметку 6, но еще есть предложения купить автомобиль по курсу 4.85 либо же по старой цене чисто в гривне. И это, действительно, сейчас выгодно для покупателей. Но, вопрос в том, сколько еще это сможет продолжаться…
Пресс-службы крупных операторов рынка уверяют, что их компании не намерены повышать цены. Но, мы то понимаем, что пиар пиаром, а бизнес – это бизнес. Поэтому, здесь, наверное, сыграет свою роль правило «бей первым». Как только кто-то из крупных игроков примет непопулярное, но экономически обоснованное решение поднимать цены, остальные игроки последуют этому примеру. Вероятнее всего, свидетелями этому мы станем к концу ноября. Хотелось бы ошибаться в этом прогнозе…
Законотворчество
Усугубить ситуацию и спровоцировать крах авторынка может и еще один фактор – законодательные предложения и, в частности, предложение Кабинета Министров о повышении акцизного сбора на автомобили.
В правительственном законопроекте «Про мінімізацію впливу світової фінансової кризи на економіку України» № 3309 предусматривается значительное повышение акцизного сбора на автомобили и, также, транспортного налога.
Николай Азаров заявил, что в рамках борьбы с финансовым кризисом, готов законопроект, который предполагает увеличить акцизного сбора на автомобили в до 10 раз. Причем, это будет касаться как новых импортируемых, так и подержанных автомобилей, а также автомобилей, производимых в Украине.
По этому поводу Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко прокомментировал: «Формально, этот законопроект направлен на выполнение требований ВТО, но ведь ВТО никогда не требовало от Украины увеличения ставок акцизного сбора ни на новые, ни на бэушные автомобили, а всего лишь предлагало устранить существующую дискриминацию в обложении акцизным сбором, исчисляя его не от объёма двигателя, а от стоимости автомобиля».
По его словам, Украина единственная, кроме Хорватии (13-15% от стоимости авто) страна в Европе, в которой еще существует акцизный сбор.
«Автомобили ведь не являются ни высокорентабельным товаром, ни предметом роскоши и не попадают под само определение акцизного товара. Более того, по мнению ВААИД и произведённым специалистами расчётам, планируемое увеличение акцизного сбора на новые и подержанные автомобили не приведёт к дополнительным поступлениям в Госбюджет, а наоборот, станет причиной уменьшения таких поступлений за счёт неконтролируемой возможности ухода части автобизнеса в «тень» с использованием существующих на сегодня схем импорта авто с полной или частичной неуплатой налогов.
Ассоциация ВААИД подготовила обращение к властным структурам о недопустимости увеличения налоговой нагрузки на продаваемые в Украине автомобили, учитывая тот факт, что в условиях финансового кризиса такая налоговая нагрузка ляжет на плечи рядовых граждан Украины – покупателей авто» - заявил господин Назаренко.
Повышение акцизного сбора однозначно повлияет на автомобильные цены. И, понятно, в какую сторону. Кроме того, теперь повышенными налогами обложат торговлю топливом, что приведет к росту цен на бензин. Стоит заметить, что большинство мрачных нововведений Закона № 3309 называют пока временными, и они ограничены сроком до 1 января 2011 года.
Куда едем?
Итак, с кредитами, особенно в долларах, стало совсем туго. Кредиты теперь будут давать очень выборочно и только для очень надежных клиентов. Практически, эксперты смело говорят, что в этом году автомобилистами так и не станут почти 40% потенциальных покупателей, которые и хотели бы обзавестить своим автомобилем, но не имеют полной суммы.
Соответственно, резко снизятся объемы продаж автомобилей в дилерских сетях. Дилерам придется выживать за счет покупателей с наличными, а также регулировать цены. Многие предпочтут продавать меньше машин, учитывая ситуацию, но с рентабельной маржой. А это возможно только путем повышения цен.
Банки будут кредитовать, но по повышенным ставкам. Вероятно, что Новый 2009 год мы будем встречать с кредитами, удорожавшими минимум на 5% еще.
Международные «дешевые» деньги все более недоступны для наших финансовых структур, поэтому и валютные кредиты могут существенно поменять ставки, а то и вовсе быть замороженными на время.
Банки будут сейчас активно привлекать средства от населения и значительно активизируют рекламные кампании по привлечению депозитов.
Очень больших скидок на автомобили к новогодним праздникам ожидать не стоит. Конечно, они будут, но это будут непроданные запасы 2008 года. Новые же модели будут предлагаться по новым ценам.
Произойдет и перестановка сил на автомобильной карте сегментов. Из-за того, что многие не смогут теперь себе позволить более менее приличный автомобиль в кредит, придется довольствоваться тем, что есть – недорогие бюджетные «колеса». Соответственно, можно предположить, что спрос на дешевые машины вырастет.
Оптимизм
И, все же, с праздником вас, автомобилисты!
Автопарк страны за последние годы стремительно увеличивался! Среди нас ежедневно появлялось все больше новоиспеченных владельцев собственного транспорта, и наша армия росла!
В этом году ко Дню Автомобилиста, как видите, много новостей, но все они, к сожалению, совсем невеселые. С 17 ноября резко увеличиваются штрафы (отдельная тема для разговора), серьезно усложнилось автокредитование, растут затраты на владение транспортными средствами. И, как бы нам этого не хотелось, но мы обязаны про это вас информировать.
Тем не менее, наша жизнь – это дорога! Дорога – это символ движения вперед. Дороги ведут нас в будущее, соединяют с родными и близкими людьми, объединяют народы и целые государства. Всегда плохо быть не может. Правда? А значит, когда-то должно стать хорошо. Надеемся и верим, что это будет скоро, и этот черный период для автомобилистов мы будем когда-то вспоминать улыбаясь.
Удачи вам за рулем!
И, пожалуйста, берегите себя и друг друга.
Виталий ДЗЮБА-ФИТИСОВ
Автомобильная Газета «Автопарк»
Комментарии:
нет комментариев