Мама на кухне, папа на работе. Вдруг из комнаты доносится жуткий грохот. Мать вбегает - а по комнате носится сын и переворачивает все вверх дном.
- Что ты делаешь, негодник?
- Я играю!
- И во что же?!
- Я играю в "Твою мать! Где ключи от машины?"
Человек - существо социальное. И поэтому, появляясь на свет, ребенок сразу начинает активно познавать и усваивать тот мир, который его окружает. Те, кто вызывают у ребенка эмоциональное возбуждение, привлекают его внимание больше всего, и являются для него объектом для подражания.
Для подавляющего большинства детей такими людьми являются родители. Родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым, потому что именно они являются для них постоянным источником эмоций - как положительных, так и отрицательных, особенно в дошкольном возрасте.
Все дети копируют, как внешнее поведение, манеру говорить, мимику и жесты, так и те социальные и нравственные нормы, которые приняты в этой семье. Очень часто можно понаблюдать "игру в маму" или "игру в папу". Многих взрослых это удивляет: "Разве я все время лежу на диване?" Или: "Я, разве, так говорю по телефону?" Но на самом деле, ребенок очень точно подмечает все те аспекты, которые мы за собой не замечаем. Иногда воспитатели в детском саду, наблюдая за игрой ребенка, лучше соседей по подъезду знают, что это за семья, в которой растет ребенок. Что в его семье происходит, когда приходят гости, что родители делают в свободное время, как наказывают ребенка и как поощряют, какие у них взаимоотношения друг с другом. И еще очень-очень многое, что ребенок невольно отображает в своей игре.
Благородство, порядочность, доброта, трудолюбие, все другие прекрасные качества человека формируются в первую очередь в детстве, в семье, и являются результатом воспитательных действий родителей. Если вы хотите быть хорошими родителями и видеть в ребенке те качества, которые считаете положительными, вы должны выступать для него в качестве примерного образца для подражания. Хочется ли вам, чтобы ваш ребенок начал курить? Хочется ли вам, чтобы ваши дети обладали достойными нравственными принципами по отношению к будущей работе? В первую очередь дети должны видеть, что вы-то как раз с пользой проводите свое время и выполняете стоящие проекты.
Очень часто мы наказываем ребенка за какие-либо проступки, не понимая, что источником информации того, что это нормально, являемся сами. И ребенок не понимает, почему его наказали, когда он соврал, ведь родители сами врут. Или когда он ругается - а плохие слова он слышал именно от них. За то, что мусорит на улице - родители тоже это делают, и он это видел. Родители долго рассказывают ребенку, как надо переходить улицу на зеленый свет, а потом сами перебегают на красный, да еще и поясняют: "Мы сейчас перебежали дорогу, но так делать не надо, потому что можно попасть под машину!" Маленький ребенок мало обращает внимание на слова, он живет в мире чувств и эмоций. Он наблюдатель. И самую главную, самую первую информацию об этом мире и как в нем жить дают ему родители. И дают, прежде всего, своими поступками. Родители являются для ребенка значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанное, а частично нет - впоследствии копируется ребенком в созданной им семье.
К 2 годам большинство детей уже способны отождествлять себя с другими людьми по половому признаку. Ребенок, воспитывающийся в семье, в которой личными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, отца или матери. Эта подготовка осуществляется по-разному в отношении мальчиков и девочек. Мальчики стараются быть похожими на отцов, а девочки на матерей.
По мнению Э. Берна, детский опыт является базовым для формирования жизненного сценария. Глядя на родителей и бессознательно подражая им, ребенок усваивает семейные образцы поведения. Ребенок запоминает то, как родитель, с которым он себя идентифицирует, общается с другим родителем, запоминает, чтобы, став взрослым, подчас вопреки своей воле воспроизвести в своей семье усвоенные когда-то способы общения. Шансов удачно выйти замуж и благополучно сохранить брак у девочки, выросшей без отца, намного меньше, нежели у девушки из полной семьи. Вероятность полноценных, доверительных отношений с женщинами у сына, выросшего в семье, где отец изменял жене направо и налево - минимальный. Увы, но дети повторяют судьбу своих родителей - и это скорее правило, чем исключение из оного.
Поведение детей заметно меняется после достижения ими шестилетнего возраста. Раньше ребенок проводил большую часть времени дома около мамы, во всем подражая взрослым. Малыш стремился быть похожим на своего папу, подражая ему. А маленькие девочки очень любят подражать мамам, причем, во всех мелочах - в интонации голоса, в манере причесываться или умываться. После шестилетнего возраста ребенок большую часть дня проводит в школе. И у него появляется новый источник эмоций - это сверстники и другие взрослые. Его мир становится шире. И вот тут он уже не простой наблюдатель. Он начинает анализировать и все подвергать сомнению. И если в родительской семье ребенок видит множество противоречий, сохранение авторитета родителей может быть под угрозой.
Если понаблюдать за четырехлетним мальчиком, которому мама купила костюм, то мы видим, что ребенку не терпится примерить его. Он еще полностью доверяет маминому вкусу, во всем считая его безупречным. Но когда мать приносит домой новый костюм для десятилетнего сына, то чаще всего ребенок не воспринимает обновы так безоговорочно. Он может с подозрением ворчать, еще даже не увидев вещь. Он уже предполагает, что вкусы детей и родителей могут быть различными, поэтому считает, что в костюме, который купила ему мама, он будет похож, наверное, на обезьяну.
Чем старше становится ребенок, тем больше разногласий у него может быть с родителями. В подростковом возрасте он может активно демонстрировать несогласие с их идеалами, поступать диаметрально противоположно, критиковать их образ жизни. Однако если родители являются для ребенка истинным авторитетом, то все те нормы поведения, жизненные ценности, убеждения, которые были привиты ему в родительской семье, он сохраняет и переносит во взрослую жизнь. Поэтому недооценивайте влияние своей жизни на жизнь вашего чада.
Хватит учить ребенка как жить - надо просто ему это показать.
Людмила МУДРИК, перинатальный и детский психолог
Комментарии:
нет комментариев