26 июня все мировое сообщество отметило День борьбы с наркоманией. Конечно, назвать эту дату праздничной не повернется язык. «Падение общества», «коллективное самоубийство», «тяжелый социальный недуг» - говоря о наркомании, журналисты, политики и ученые не жалеют мрачных эпитетов. И на это есть все основания. Несмотря на, казалось бы, стремительное развитие медицины, на астрономические суммы, выделяемые правительствами разных стран на борьбу с этой болезнью, наркомания не сдает своих позиций и все так же ежедневно уносит жизни сотен тысяч людей. Но каждое новое спасение человеческой жизни, каждая новая история победы над этим смертельным недугом дает нам повод говорить о том, что все не напрасно. Не напрасно работает и Каменско-Днепровская благотворительная организация «Центр реабилитации», которая, при поддержке председателя Энергодарской городской организации «Сильная Украина» Ивана Самойдюка была создана пять лет тому назад.
– Иван Игнатьевич, почему «Сильная Украина» вплотную занимается проблемой наркомании? В чем проявляется ваша помощь реабилитационному центру в Благовещенке?
– Мы занимаемся этой проблемой в силу имеющихся у нас возможностей. Не секрет, что для ее эффективного решения нужен целый комплекс профилактически-просветительских мероприятий, которые были бы направлены, прежде всего, на борьбу с наркоманией в детской и подростковой среде.
К счастью, никого из наших коллег-однопартийцев и их родственников эта проблема лично не коснулась. Но сегодня наркомания является социальным злом, потому она требует к себе всеобщего внимания и посильного участия каждого в борьбе с этой смертельно опасной болезнью нации. Не случайно Энергодарская организация ПП «Сильная Украина» уделяет серьезное внимание социальным программам, культурному, спортивно-массовому развитию юных энергодарцев. Это направление работы является для нас одним из приоритетных. Мы регулярно инициируем и проводим различные тематические мероприятия, к которым привлекаем большое количество детей. Не секрет, что подросток, который занят делом и чем-то увлечен, не пойдет на улицу в целях сомнительных приключений.
Что касается сотрудничества с центом, то 5 лет назад ко мне обратился Сергей Беляев, который представился бывшим наркоманом и рассказал о своем желании открыть реабилитационный центр. Судьба этого человека сложилась непросто. Когда-то он работал специалистом на ОП ЗАЭС, но пагубная наркотическая зависимость полностью перевернула его жизнь. Сергей прошел тот же страшный путь, который проходят наркозависимые, но нашел в себе силы побороть болезнь. И более того, был готов помощь в этой борьбе другим людям. Мы выделили под реабилитационный центр помещение в с. Благовещенка, привели его в порядок, подвели отопление, сделали ремонт, на первых порах организовали финансирование. Увидели, что идет реальная работа, есть и результаты. Скажем, если за год из 30-40 человек, прошедших реабилитацию, хотя бы 10 отказались от наркотиков, то этот центр заслуживает того, чтобы его поддерживать.
– На ваш взгляд, нужен ли такой центр как в Благовещенке и Энергодару? Достаточно ли эффективна социально-профилактическая работа в городе?
– Лечить наркозависимых очень непросто. Технически, мы могли бы создать центр реабилитации и в Энергодаре. Но целессообразно ли это делать? Одно из важных условий эффективной реабилитации – оторванность наркомана от привычной среды. Кроме того, немаловажную роль здесь играет и трудотерапия. В Энергодаре это вряд ли было бы так эффективно, как в Благовещенке, где созданы необходимые условия. Что касается социально-профилактической работы… Отношение социума к наркомании – вопрос болезненный как для самих наркоманов так и для общества в целом. Зачастую семья, столкнувшаяся с такой проблемой, остается один на один со своей бедой. По большому счету, обратиться за комплексной и целенаправленной помощью некуда. Я думаю, что с помощью программы реабилитации наркозависимых мы протягиваем соломинку тем, кому этот шанс жизненно необходим. Вне всякого сомнения, это нужно делать. Если даже из тысячи человек несколько смогут вернуться к нормальной жизни, это уже результат. А корень проблемы, безусловно, кроется в обществе, в школе, в занятости ребенка, пропаганде здорового образа жизни, формировании определенного уровня культуры в целом. Нужно отдать должное, Энергодар, по сравнению с Кривым Рогом или Запорожьем, вопросам занятости детей уделяет много внимания. Благодаря Запорожской АЭС, которая в состоянии содержать такие социальные объекты как плавательный бассейн, детско-юношескую спортивную школу, благодаря школе бокса им. Манзули, известной своими традициями, благодаря работе многочисленных детских секций и центров досуга молодое поколение энергодарцев получает возможность всестороннего образования и занятости. Мы имеем смутное представление, что сегодня происходит в городах, где нет ни рабочих мест, ни возможности для самореализации молодежи.
– Вы справедливо отметили в начале нашей беседы, что для борьбы с наркоманией необходим целый комплекс мероприятий, единственная государственная политика. На ваш взгляд, какой она должна быть? Может ли Украина пойти по пути других стран, скажем, в части легализации так называемых «легких» наркотиков, и принесет ли это больше пользы или вреда?
– Я думаю, что легализация наркотиков приведет к тому же результату, что и доступность так называемых «легких» алкогольных напитков. Когда заслуженный чемпион, спортсмен рекламирует с экрана телевизора, скажем, пиво или сигареты, тем самым не только формируя у подрастающего поколения определенный стереотип доступности этой продукции, но и способствуя ее популярности в молодежной среде, я считаю, это недопустимо. Легализация «легких» наркотиков (если такие вообще существуют) только приведет к ухудшению ситуации, и она окончательно выйдет из-под контроля. Я не исключаю, что при нашей ментальности и культуре разрешенные наркотики, как и пиво, станут рекламировать известные люди. Надо ли объяснять, к чему это приведет?..
– Специалисты утверждают, что медикаментозное лечение наркозависимости дает 2 – 3 процента эффективности, тогда как комплексная профилактика – порядка 20 – 30 процентов. Но такой единой программы в Украине до сих пор нет. Разные службы по-разному видят проблему и варианты ее решения. На ваш взгляд, почему?
– Нужно понимать, что в индустрии создания зависимости запущен достаточно серьезный механизм, разрушить который удалось немногим странам. Не секрет, что именно дети и подростки наиболее интересны наркодельцам с точки зрения распространения наркотиков, формирования зависимости, а, значит, и получения прибыли. Задача № 1 сегодня – результативная работа правоохранительных органов. И, к сожалению, пока этой работы не видно. Слишком много интересов высокопоставленных чиновников связанны с этим видом уничтожения нации.Помимо правоохранительных органов, к решению проблемы нужно подключать и социум. Бывшие наркоманы, успешно прошедшие реабилитацию, готовы ходить в школы, чтобы рассказывать детям о том, что такое наркомания и к чему это приводит. Когда подростки, скучая, слушают сухие дежурные лекции о социальных болезнях – это одно, а когда перед ними предстает человек, который прошел все круги ада и откровенно и честно рассказывает о пережитом – это другое.
– А как вы относитесь к дискуссионному вопросу об ужесточении наказания как за употребление наркотиков, так и за их распространение и хранение?
– Это сложная и даже философская тема. Почему философская? Да потому что организаторы этого смертельного бизнеса, как правило, уходят от ответственности, ибо сами не торгуют. Поймать их за руку, в отличие от тех же наркоманов, очень непросто. Хотя корень зла кроется именно в них. А вот нужно или не нужно наказывать наркоманов-торговцев… В некоторых странах за изготовление и распространение наркотиков предусмотрена смертная казнь. Я не берусь судить, является ли это панацеей от зла под названием наркомания. Существуют разные взгляды на этот вопрос, но нет единственно верного. Нужно учитывать и ментальность нации, и культурные традиции, формировавшиеся на протяжении веков. Не факт, что опыт, скажем, КНР по борьбе с наркоманией успешно приживется в Украине. Необходимо искать собственный путь, используя, в том числе, и мировой опыт.
– Существует мнение, что бывших наркоманов не бывает. Отсюда и проблема – их дальнейшая адаптация в обществе… Вам известно о судьбе тех людей, которые прошли реабилитацию в благовещенском центре?
– За пять лет существования центра мне известно о разных судьбах. Среди этих людей немало и тех, кого можно смело назвать «бывший наркоман». Но важно понимать: мало пройти реабилитацию и избавить человека от зависимости. Чтобы он не вернулся в привычную среду, необходимо ассимилировать его в общество, помочь с трудоустройством и дать возможность идти вперед, а не оглядываться назад.
– Вам приходилось содействовать в таких вопросах? Не возникало внутреннего предубеждения и недоверия к человеку, который был наркоманом?
– Приходилось. И, буду откровенен, до того, как мы начали активно поддерживать реабилитационный центр, внутренние барьеры у меня возникали. Были и сомнения: «Наркоман есть наркоман. Рано или поздно он вернется к тому, с чего начинал…» Но сегодня я прекрасно понимаю: если не дать человеку возможности начать все с чистого листа, не поддержать его в самый сложный и уязвимый период, он однозначно не сможет побороть зависимость. Поэтому у меня, у моих коллег, которые отзываются на такую просьбу, на предприятии получают работу и бывшие клиенты центра реабилитации. Время показывает, что некоторые из них срываются и возвращаются обратно, другие же используют данный шанс максимально и начинают жизнь заново – создают семьи, рожают детей и нормально зарабатывают. Потому мнение о том, что бывших наркоманов не бывает, ошибочно. Образно говоря, если человек тонет, пытается выбраться на берег, а вместо протянутой руки он получает пинок обратно в реку, то тогда можно согласиться – шансов на спасение не будет. Мы же такой шанс готовы предоставить. Было бы только желание им воспользоваться.
Ксения СОЛОВЬЕВА
Комментарии:
нет комментариев