Запорожских «детей войны» можно с полным правом переквалифицировать в участников боевых действий. Только воюют они не на фронте, а в судах.
Установление и начисление пенсий, которые положены тем, кто получил статус «ребенка войны», в настоящее время регулируется законом «О социальной защите детей войны», вступившего в силу в январе 2006 года. В том же году действие закона было приостановлено, и согласно новым изменениям, Кабинет Министров получил право выносить решения по вопросам выплат надбавок. В последующие годы Верховная Рада активно занималась принятием законов, которые ограничивали пенсионные выплаты и льготы.
И сейчас, как рассказала «Острову…» председатель общественной организации «Защита прав детей войны» Татьяна Машанова, дело по-прежнему обстоит не лучшим образом. Подобные организации не раз пытались повлиять на политику государства в этом вопросе, но никакие предложения и требования не учитывались. На данный момент составлено новое обращение, и желание проводить очередные митинги окрепло.
- Мы считаем, что государству нужно все-таки искать резервы, и проводить реформирование не за счет населения, - говорит Татьяна Машанова. - Мы собираемся отправлять обращение к Кабинету Министров и президенту, в котором потребуем, чтобы соблюдалось законодательство о социальной защите детей войны, и на деле выплачивалась 30% надбавка. Перед 9 мая мы составляли еще одно заявление, в котором говорили о том, что был нарушен закон – 30% надбавку заменили на 10% - а это противоречит законодательству. Сейчас необходимо восстановить перерасчет пенсии – те, кто вышел на пенсию раньше, получает больше чем, те, кто стал ее получать совсем недавно. К тому же, нужно пересмотреть расчет прожиточного минимума – цены выросли на 40%, а вот пенсии обещают повысить лишь на 4%. Это что сейчас происходит – уничтожение такой группы пенсионеров как дети войны?
Полный «архив»
Согласно закону пенсионеры категории «дети войны» имеют массу льгот и привилегий. Они могут рассчитывать на то, что при сокращении штата работников, их оставят на работе, будут получать выплаты по временной нетрудоспособности в полном размере зарплаты. Смело могут рассчитывать пенсионеры и на бесплатный проезд всеми видами городского и пассажирского транспорта. Дети войны, которые при этом статусе являются инвалидами, могут рассчитывать и на стационарную медицинскую помощь.
«Общественники», которые занимаются проблемами этой группы людей, говорят, что намерены потребовать перерасчета пенсий с 2009 года. Однако и сейчас суды в украинских городах получают все новые иски от пенсионеров, которые хотят получить те надбавки, которые не получали ранее, с момента принятия закона. Сейчас пенсионеры вынуждены оббивать пороги районных судов и пенсионных фондов. А ведь средний возраст тех детей войны – 73-75 лет.
В редакцию «Острова…» обратилась жительница Запорожья Любовь Буряк, которая относится к категории «детей войны». Как нам рассказала женщина, она подавала документы в суд дважды – в декабре 2010 года и в январе 2011. Затем ей сообщили, что ее дело попало в архив, и исчезло. Когда же «пропавшее» дело было все-таки найдено, Любовь Андреевна узнала, что оно по ошибке оказалось в архиве за совершенно другой период и теперь женщине необходимо третий раз собирать все необходимые документы. Как это сделать пенсионеру, который с трудом передвигается, представить трудно.
Когда «Остров…» все-таки дозвонился в Коммунарский районный суд города Запорожья – в канцелярии, где по словам Любови Буряк с ней и разговаривали, нам сообщили, что на ее документах «нет нужного штампа», да и пенсионерка подавала документа не сама. Имеет ли это большое значение с учетом того, что женщина физически нуждается в посторонней помощи? По сведениям суда, Любовь Андреевна и вовсе не подавала документы во второй раз. В первый же «заход» ей отказали – по причине того, что документы имели некие недостатки, которые необходимо было устранить. Что это за недостатки, нам говорить отказались, по причине конфиденциальности информации. А затем сообщили, что женщине все-таки придется заново писать заявление, за неимением другого выхода.
Коммерсанты не дремлют
В таких случаях многие обращаются к сомнительным адвокатским фирмам, которые обещают помочь. И как говорит председатель организации «Защит прав детей войны», ей часто приходится слышать жалобы тех, кто уже столкнулся с системой.
- Мы стали все чаще фиксировать возникновение фиктивных организаций, адвокатов, которые зарабатывают на наивности пенсионеров по 300 гривен с человека. К нам как-то звонила женщина, говорит, что заплатила 600 гривен, а документы ей так и не помогли составить. Мы уже пять лет работаем, а из бюджета нас не финансируют. В нашей организации состоит 8 тысяч человек, а наши волонтеры работают без зарплат. Как нам защищать это поколение?
Алена ХРОМЕНКО
Мнение
Ирина Смолка, судья Жовтневого районного суда города Запорожья:
- Процедура не усложнилась нисколько. Дело в том, что нам просто добавилось работы – помимо того, что мы по-прежнему рассматриваем гражданские, уголовные и административные дела, к нам поступают иски от пенсионеров. Их очень много – сейчас только у нас находится 4 тысячи заявлений. Мы получаем иск, затем направляем его в Пенсионный фонд, ждем ответа, а он идет долго. После того, как мы получаем ответ, мы выдаем постановление детям войны. Причина такого ажиотажа может быть в том, что раньше пенсионеры не так активно желали оформить пособие. Нервное напряжение действительно есть, поэтому и пенсионеры на нас обижаются, хотя мы стараемся выдавать постановления всем, кто является детьми войны.
Комментарии:
нет комментариев