Почему, в отличие от западноевропейских магазинов, предлагающих большие скидки перед Новым годом, запорожские – только поднимают стоимость продуктов?
Закупки к новогоднему столу – очень увлекательное занятие, если бы не один большой недостаток – большие финансовые затраты, с которыми запорожские торговцы предлагают покупателю смириться и покупать продукты «пока еще больше не подорожали».
В Украине отчего-то нет хорошей традиции – снижать цены во время предновогоднего ажиотажа. Супермаркеты не только не пользуются западноевропейской палочкой-завлекалочкой – системой скидок, но и массово переписывают ценники. Перед Новым годом цены «взлетают» абсолютно на все - начиная от продуктов и заканчивая елочными игрушками. И мы настолько к этому привыкли, что не задаемся вопросами «А что происходит? Почему так дорого?». А спешим в супермаркеты, пока на зарплату еще можно что-то купить к праздничному столу.
А ведь массовый забег по магазинам обязательно принесет немыслимые расходы – в самый обычный день, например, в июле, вы бы потратили в два раза меньше своих кровных и честно заработанных средств. В большинстве развитых стран ситуация значительно отличается – с конца декабря по февраль европейские страны дают возможность приобрести продукцию в торговых комплексах со скидкой в 90%. И главный плюс этих акций - если прогрессивные европейцы покупают товар со скидкой в 50 процентов – они действительно приобретают товар наполовину дешевле.
Дело в том, что в ситуации с европейскими скидками, действуют законодательные акты, которые обязывают начинать распродажи в определенный день и течении не менее определенного срока. В украинских реалиях, в большинстве случаев скидка – это просто реальная цена товара, снимают наценку, которая держится в течении всего года.
Некоторые эксперты считают, что поднятие цен на товары – это еще и следствие опасений предпринимателей перед новым Налоговым кодексом. Но ведь новую систему налогов принимают не ежегодно?
Налетай! Торопись!
В какой мере повысятся цены в Запорожье в предновогодние дни, можно заметить уже сейчас. Меню новогоднего стола в запорожских семьях не очень-то и отличаются, поэтому каждый заранее может предположить, в какую сумму обойдется праздник надежды на лучшее. Для того, чтобы узнать, насколько подорожали продукты, «Острову…» было достаточно пройтись по запорожскому рынку.
В первую очередь началось подорожание мяса – если совсем недавно его можно было купить в среднем за 45 гривен, то сейчас эту древнюю цену можно забыть, поскольку она возросла до 55 гривен. Цена на яйца тоже не отстает – с 7 гривен, она поднялась до 10. И какой же Новый год без мандарин? Самые скромные по своим размерам цитрусы сейчас можно купить по 11, а те которые выглядят свежо и красиво уже достигли в своей цене 18 (месяц назад - 14-15 гривен). Но зато пока не изменились цены на морковь, соль, чеснок и грибы. Вряд ли их стоимость резко изменится – чеснок, согласитесь, не самый популярный продукт на новогоднем столе.
Запорожцев супермаркеты все-таки пытаются привлечь, понизив цены на некоторые товары – востребованный сахар в некоторых из них можно найти по 7 гривен, под знаком «небывалая акция». Эксперты прогнозируют, что это «белое золото» станет дороже на 10%. Примерно на столько же обещают вырасти и цены на спиртное – поэтому шампанское предпочитают покупать раньше.
Запасаемся, как можем
Некоторые магазины в преддверии праздника заявляют о том, что их цены значительно ниже, чем в других торговых точках – и делают скидки от 10-до 30% на самые востребованные товары перед Новым годом, в том числе на мясо и на шпроты. Вот только за этим может стоять не исключительная щедрость, а желание сбыть не первой свежести товар.
По мнению консультанта президента Ассоциации украинских банков Василия Мельника, причины повышения цен глобальны – инфляция и жадность:
- Учитывая мою специализацию как специалиста по банковским вопросам – виной в повышении цен, будь-то новогодние праздники, или какое-либо другое событие – я вижу уровень инфляции за этот год (11-12%). Еще одна основная причина – это желание производителей и предпринимателей в связи с массовым спросом сбыть весь тот товар, у которого истек срок годности, либо же он не пользовался спросом ранее – в это время его можно легко продать по приличной цене.
Алена ХРОМЕНКО
Компетентно
Директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин.
- В Украине пока невозможна другая ситуация. В Европе действительно есть массовые распродажи и скидки, потому что предложение выше спроса, и очень часто производители готовы предлагать новый товар. Покупатель там тоже отличается от украинского – европейский средний класс может себе позволить больше, и каждый поставщик товара старается освободить полки в короткие сроки. В Украине же нет избытка производства – у нас очень часто на что-нибудь начинается ажиотаж – на сахар, или на гречку и соль. Поэтому наши рынки готовы к дефициту и перед сезонами массовых закупок. Еще в Украине несопоставима широта услуг с личным доходом граждан. А в предпраздничные дни население запасается – прислушиваясь к заверениям – что потом будет дороже. И вспомним о том, что с Нового года обещают и повышение тарифов, и ряд производителей уже задумываются о своих будущих затратах.
Комментарии:
нет комментариев