Безобидная рыба грозит превратить Каховское море в болото, а Днепр в безжизненную воду
«За последние десять лет скорость течения Днепра уменьшилась в 30 раз: останемся без рыбы!» — бьют в набат киевские экологи. Исследовав проблему в Запорожье, «Остров…» выяснил, что скорость, таки да, уменьшилась, но не за последние годы, и с рыбой мы останемся. Правда, с одной.
— Скорость течения Днепра раз и навсегда изменилась с созданием каскада водохранилищ на Днепре, — рассказал «Острову…» начальник отдела регулирования природопользования, охраны и возобновления водных ресурсов облуправления охраны окружающей среды Владимир Гелетюк. — В каскаде шесть водохранилищ, объем только Каховского — 18 кубических километров. Сток Днепра — 52-53 километра — не успевает «прогонять» воду со старой скоростью. Но экосистемы уже приспособились к таким изменениям.
ОКАЗАЛОСЬ, у экосистем есть враги похлеще медленного течения.
— За последние десять лет Днепр очень сильно изменился в худшую сторону, — считает гидроархеолог Валерий Нефедов. — Среди причин — замедление скорости течения Днепра, вызванное проблемами Каховского водохранилища, добыча песка из реки, забор воды на сельхознужды, загряз-
нение, дерибан побережья частной застройкой. Рыбы за последние пять лет стало раза в два меньше, причем карась вытесняет остальные виды. Каховское водохранилище нужно постепенно спускать: каждый год его существования на десять лет увеличивает время, которое понадобится для восстановления естественного ландшафта.
— Каховское водохранилище создавалось искусственно, значит, и поддерживать его существование должны были искусственно. — рассказал «Острову…» рыбин-
спектор Максим Максименко. — Его забросили, а в условиях заболачивания лучше всего себя чувствует карась, вытесняющий плотву, леща, толстолобика, и нарушающий экобаланс. Карась может превратить Каховку в огромное болото, но это не значит, что будет просто много карася: чем больше плотность популяции, тем мельче становятся особи и тем сильнее они подвержены заболеваниям.
МЕРЫ ПО СПАСЕНИЮ других рыб, по словам Максима Максимен-
ко, возобновили с 2003 года: начали проводить рыбохозяйствен-ную мелиорализацию и чистить нерестилища от ила. Каждый год на эти нужды областные власти выделяют 200 тысяч гривень, так что есть надежда на восстановление рыбного «паритета».
— Чтобы остановить карася, нельзя останавливать его промышленный вылов в Каховском водохранилище, — считает Максим Максименко. — А зарыбле-ние Днепра нужно развивать.
Игорь ИВАНЧЕНКО
Комментарии:
нет комментариев