“Титул стройки – это Нормативный документ, в котором устанавливаются наименование, местонахождение и подчиненность стройки; ее отраслевая принадлежность; характер строительства; сроки строительства; проектная мощность; сметная стоимость… объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ, а также объем незавершенного строительства. (Из словаря-справочника)
Только, казалось, пару месяцев прошло с нашей предыдущей встречи с начальником коммунального предприятия “Управление капитального строительства” Иваном Прокофьевичем Сухомлиным, как обстоятельства опять “позвали в дорогу”. Главная городская стройка – наша надежда и наша будущая гордость, наши мосты, если смотреть на бюрократические бумаженции, уже… построены. Нет, тут смешного ничего нет, тут плакать нужно, но давайте сначала разберемся в ситуации.
Первый вопрос Ивану Прокофьевичу, он и самый неприятный:
- Что с титулом строительства мостов?
– Начну с самого начала. По первоначально утвержденному в 2004 году титулу, сметная стоимость строительства составляла 1.9 млрд. гривен. Продолжительность – шесть лет, иными словами, к 31 декабря 2009 года мосты должны были быть построены. За эти годы, как говорится, немало воды утекло – стоимость материалов возросла в 2,5–2,9 раза, зарплата – в 3,8 раза. Соответственно, мы обязаны пересмотреть титул. Ведь в нормативные сроки строительство не завершено – из-за нестабильного финансирования, а часто и его отсутствия. В частности, согласно титулу строительства-2004 в год должно было выделяться от 300 до 500 млн. гривен. Не по желанию и возможностям, а под ТЕХНОЛОГИЮ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ! Реально же были моменты полного отсутствия финансирования. Поступление средств колебалось от 80 млн. до 230 млн. (на бумаге, реально же – 130–150 млн.).
Таким образом, в силу сложившихся причин, наши расчеты и их проверка УКРГОСЭКСПЕРТИЗОЙ (очередная в декабре 2009 года) подтвердили: стоимость строительства, с учетом выполненных работ и освоенных средств (990 млн.), ныне составляет 5,3 млрд. гривен.
Подчеркну, стройка такого уровня – это элемент современных высоких технологий, которые не допускают неуважительного к себе отношения. Применены инженерные решения мирового уровня. Например, наш пилон на мосту должен был стать самым высоким в Европе (160 метров). Поэтому испанцы приезжали, изучали опыт. Теперь в Испании вот-вот появится самый высокий в Европе пилон – 200 метров, ведь у них финансирование ритмичное…
Или т.н. неразрезная балка. Это пространственная конструкция длиной 660 метров – по последнему слову, как говорится, мостостроительной техники. Экономия металла – 2,5 раза, длина пролетов между опорами 80–260 метров (на послевоенных мостах Преображенского – 33 метра). Но, одновременно, и точность монтажа – между двумя главными опорами на берегах Днепра – 0,1 миллиметра. Скажите, как можно ее монтировать… несколько лет? С учетом перепадов температур +80 (на солнце) – -25 градусов и того, что конструкция крепится на временные опоры, с учетом коррозии и просто усталости металла?
Есть еще одна проблема – это работа с мировыми производителями материалов и конструкций. Ванты, на которых будет поддерживаться мост, имеют характеристики – 900 тонн усилие на растяжение (при усилии в 200 тонн эти ванты нарезают в заводских условиях), толщина – 90 миллиметров. Очередь на заводе в Германии такова, что с момента оплаты вы получите свои ванты спустя 18 месяцев (еще два года назад – 14 месяцев). Завод в российском Кургане, который с момента плавки спецметалла и оплаты поставит вам конструкции на ту же неразрезную балку спустя восемь месяцев.
- Скажите, как при “подарочном” финансировании в 50–100 миллионов, можно разговаривать с “закордоном”?
По большому счету, наши мосты – это своеобразная сложнейшая нейрохирургическая операция. При проведении которой нельзя раз за разом бегать в магазин за спиртом и нитками, а в аптеку за ватой. Так ОПЕРИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ!
Понимая ситуацию, власти Запорожья еще с АПРЕЛЯ 2008 года (т. е. за год и восемь месяцев до 31 декабря 2009 года) подняли вопрос переутверждения проекта и титула строительства. За это время пройдены две госэкспертизы, все согласования по всем заинтересованным министерствам: Минфину, Минрегионстрою, Минэкономики, Минпромполитики, МинЖКХ, Минюсту. В августе 2009 года вышли на Правительственный комитет – последнюю инстанцию накануне рассмотрения вопроса в Кабмине. Все дали “добро”, в том числе и Минфин, но со своим особым мнением – нет денег…
В том же августе, на заседании Кабмина, по инициативе одного из перечисленных министерств (!), поступила новая вводная – пересчитать т.н. “прямым счетом” весь проект. Дело в том, что при трехстадийном проектировании – технико-экономическое обоснование, проект и рабочая документация, последняя выполняется в процессе строительства. Но запорожцы получили задание ТОЧНО просчитать стоимость строительства и на невыполненные пока 50 % рабочей документации.
Тем не менее, такой пересчет был сделан. Сдали его на проверку в УКРГОСЭКСПЕРТИЗУ. Замечаний нет. Но и титула строительства нет тоже! А есть продолжение классической бюрократической круговерти в стиле Райкина: “А у вас на эту справку справка есть”?
С формальной точки зрения, по старому титулу, запорожская стройка уже завершена. Хотя она выполнена только на, примерно, 30 %. Сегодня, если нет титула стройки, нет не только денег – запрещено проведение работ, и де-юре не действуют уже подписные договора.
И тут мы уже, от автора, вставим свои “пять копеек”. Существует масса проблем, но не у тех, кто распоряжается бюджетом. Тут все, как у товарища Сталина – нет титула, не нужно и денег давать. То есть – нет проблемы. А ведь такое строительство – это по-настоящему живой организм! Впрочем, продолжим рассказ Ивана Сухомлина:
– Если сейчас станет вопрос консервации стройки, то это огромные затраты. Как и ее расконсервация. Если честно, то проще и дешевле СТРОИТЬ. Кстати, стройка замерла, но ежедневно в январскую стужу под воду опускался водолаз, смотрел на состояние т.н. шпунтовых коробок, которые окольцовывают под водой строящиеся опоры моста. Ели возникают ненормативные ситуации, немедленно принимаются меры. Иными словами, закрепленные в проекте титула сроки (2012 год) и суммы – 1,4–1,2, млрд. гривен, должны быть ВЫДЕРЖАНЫ…
И в заключение еще “пять копеек”. В нашем Госбюджете с легкостью находятся ДЕСЯТКИ миллиардов на рефинансирование кем-то доведенных до ручки ЧАСТНЫХ банков. Да, тут чувствуется вмешательство “пресловутого” МВФ, но все же. У нас с легкостью находятся 10 миллиардов на ЕВРО-2012, которые, по мнению профильного вице-премьера Васюника, не очень-то и нужны. У нас срочно находится едва ли не миллиард на грипп, хотя 99 % народа как-то не замечают помощи ни партии, ни правительства, а тащат в аптеки свои кровные. А еще у нас ежемесячно от двух миллиардов до семи миллиардов гривен уходят на оплату газа. Который в промышленности дотируется совсем не бедным людям-олигархам, часто с московской пропиской.
Напомним еще раз, что на год для нормальной и ритмичной стройки запорожских мостов нужно 1,4 млрд. Только где они? Не надо быть Пинкертоном, чтобы знать: у нас деньги находятся в двух случаях – кому-то красивому либо для пиар-шороха. А мост-то не приватизируешь – он для всех, и не только запорожцев. Примерно ЧЕТВЕРТЬ населения Украины (Донбасс и Ко) сегодня общается кратчайшим путем с правым берегом Днепра (Кривбасс и Ко) по трем полосам движения в одном направлении (плотина Днепрогэса и мосты Преображенского). Но кого напрягает такая вот “стратегия”?
Леонид РОМАНОВИЧЕВ
Комментарии:
нет комментариев