Именно в Запорожье к жизни возвращаются локомотивы со всей страны. Запорожский электровозоремонтный завод (ЗЭРЗ) – уникальное предприятие национального масштаба. Его специалисты ремонтируют и переоборудуют все пассажирские электровозы Украины. В советское время география ремонта ЗЭРЗ пролегала от Красноярска до западных границ, от Мурманска до Кавказа. Тогда завод обслуживал за месяц до 27 машин, имея в штате 4,5 тысячи работников. Сегодня цифры значительно меньше: в 2009 отремонтировано 67 машин, количество работающих на предприятии – 2400 человек. Однако, как говорят на самом ЗЭРЗ, такому развитию событий есть логическое объяснение. Во-первых, ремонт тогда еще новых чешских электровозов заключался в том, чтобы, образно говоря, “разобрать и негодное заменить на новое”, а сегодня большинство локомотивов обретают новую жизнь, проходя на запорожском предприятии полнейший капитальный ремонт.
В последнее время из-за сокращения заказов ЗЭРЗ довольно сильно лихорадило. Однако предприятие выстояло. В настоящее время завод ремонтирует электровозы серий ЧС (Чехословакия)2, ЧС4, ЧС7, ЧС8, ВЛ (Владимир Ленин) 80с, ВЛ80т, ВЛ80к, ВЛ82м. Завод также освоил модернизацию двухсекционных электровозов ВЛ80 с их переделкой в односекционные электровозы ВЛ40у.
О жизни предприятия мы поговорим с председателем правления ОАО "ЗЭРЗ" Григорием Резниченко.
Во время беседы, а состоялась она утром 12 октября, Григорий Резниченко показывал фото аварий украинских электровозов за последний период с детальным описанием причин такого поворота событий. Практически в это же самое время возле Марганца переполненный пассажирский автобус на железнодорожном переезде столкнулся с локомотивом, что стало причиной трагедии национального масштаба – гибели 45 человек. В этот же день, но чуть раньше, на территории нашей области электровоз протаранил трактор, водитель которого также скончался. Кстати, локомотив, который попал в катастрофу под Марганцем, ехал, чтобы взять на буксир этот электровоз. Вот такое грустное стечение обстоятельств.
Лазеротерапия по-запорожски
– За год мы ремонтируем порядка четырех аварийных электровозов, – говорит Григорий Резниченко. - Все, даже очень серьезные неполадки, наши специалисты в состоянии исправить. Ремонтируем лобовые столкновения, когда от корпуса локомотива остается только груда покареженного железа. Раньше такие машины списывались, а сегодня мы возвращаем их к жизни, притом делаем это очень качественно. Все дело в экономике, ведь новый электровоз стоит порядка 40 миллионов гривен, а мы делаем качественный капремонт за 3–4 миллиона. Поэтому мы и освоили все необходимые технологии для, так сказать, воскрешения поездов. Это значит, что мы делаем глубокую модернизацию подвижного состава, которому исполнилось более 30 лет. То есть, восстанавливаем с продолжением срока эксплуатации на 15 лет. Сегодня у страны нет денег на обновление парка электровозов, потому считаю это нормальным выходом из положения. К тому же, чешские машины очень качественные, они разгоняются не менее чем на 160 километров в час. Мы понимаем, что от того, как будет проведен ремонт поезда, зависит жизнь сотен людей, потому все делаем четко и по правилам. Самодеятельность в нашем деле исключена.
По словам Григория Резниченко, сегодня ЗЭРЗ освоил выпуск более чем 11 тысяч запасных частей. Все для того, чтобы не иметь проблем с ремонтом различных серий локомотивов.
– На данный момент мы ремонтируем 11 серий подвижного состава, а у каждой есть еще и несколько подвидов. Потому очень часто нужны разные детали даже в рамках одной марки электровоза. А это трата и времени, и денег, ведь малые партии деталей стоят дороже. В общем, решили мы сами выпускать запчасти. Теперь куем, льем, точим. Есть даже швейцарский лазерный комплекс, который помогла купить "Укрзалізниця". Раньше некоторые ремонтные вопросы решались за месяц-два, а теперь на это уходит день-два. В памяти того же лазера 37 тысяч деталей. Конструктор нарисовал необходимое, перевел в электронный вид, и лазер вырезал то, что требуется. Иностранцы, когда гостят у нас на предприятии, не понимают этого. Говорят, у них такое делают смежники, но это когда денег много. У нас же ситуация несколько другая. Раньше чехи выпускали для нас кабины за 100 тысяч долларов, сегодня мы своими силами выполняем ту же работу, но в 6–7 раз дешевле. Экономия на каждом электровозе порядка 1,5 миллиона гривен. Учитывая, что в год мы ремонтируем в среднем 80 машин, выходит кругленькая сумма экономии госсредств.
Кризис не обошел стороной
2009 год был печальным для ЗЭРЗ. Завод практически весь год проработал на трехдневке. Упали железнодорожные и пассажирские перевозки, а значит, уменьшился и объем проводимого запорожцами ремонта.
– Если в 2008 году мы отработали на 290 миллионов гривен, то в прошлом году эта цифра составила 200 миллионов, – продолжает Григорий Резниченко. – С 2400 до 1700 гривен упала и зарплата. Завод жил тяжело, но коллектив удалось сохранить. Да, порядка 300 человек ушли, но, в основном, это были пенсионеры, которые поняли тяготы того времени и нормально вошли в положение родного им завода. Основная проблема предприятия – его узкопрофильность. Мы занимаемся ремонтом подвижного состава "Укрзалізниці". Работы, так сказать, на сторону у нас нет. Мы – госпредприятие. Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины является основным заказчиком работ и услуг, которые выполняет "Запорожский электровозоремонтный завод". Правда, не так давно начали сотрудничество в плане ремонта карьерных тепловозов для горно-обогатительных комбинатов, однако это не очень большой объем работ, – констатировал Григорий Резниченко.
Выходить из кризиса ЗЭРЗ начал весной этого года. С мая предприятие работает уже полную неделю. Учитывая, что объем проводимых ремонтных работ подвижного состава страны в прошлом году был несколько меньше обычного уровня, сегодня завод загружен заказами до конца года.
Туманные российские перспективы
Мы уже говорили, что в советское время Запорожский электровозоремонтный завод был ведущим предприятием страны. Однако после развала СССР наши соседи россияне сразу же решили спрыгнуть с украинской ремонтной "иглы". На сегодня они имеют практически пять полноценных центров. Последний российский локомотив с конвейера ЗЭРЗ сошел в далеком уже 1996 году, однако самые сложные работы до сих пор просят выполнить именно запорожцев.
– Нам говорят просто: да, мол, мы знаем ваш завод, вы делаете лучше, но у нас есть свои, и им надо давать работать, – продолжает председатель правления ЗЭРЗ. – Даже при таком к нам отношении за последние несколько лет мы таки провели восстановление особо сложных машин для россиян. Сейчас эти машины работают на Кавказе. Хотим и надеемся вернуться на рынок России и Казахстана. Наши технологии и кадровый потенциал позволяют конкурировать с этими странами, но не все зависит только лишь от нашего профессионализма, нужно еще и лоббирование государства.
Новый украинский электровоз пока стоит на запасном пути
Как ни хороши чешские электровозы, а также запорожские умельцы, восстанавливающие их, однако через несколько лет вопрос обновления подвижного состава Украины встанет очень остро. Закупать готовые поезда на Западе дорого. Уже несколько лет в облаках витает проект запуска производства собственного пассажирского электровоза. Несколько штук были сделаны на Днепропетровском заводе по производству карьерных электровозов. Однако ни чисто отечественный "Т-1", ни совместный с "Симэнс" "ТС-3" так и не были запущены в серийное производство.
– В этом вопросе не надо изобретать велосипед, – говорит Григорий Резниченко. - Электровозы строят считанные страны. Надо выбрать приемлемый вариант и заказать специалистам то, что необходимо Украине. После этого мы в состоянии освоить выпуск у себя. Кстати, такие планы уже были. Наши представители ездили на "Симэнс". Был разработан график по передаче технологий. Немцы должны были сделать проект и построить несколько штук. После чего производство переносилось к нам на ЗЭРЗ. Постепенно все основные узлы должны были стать украинскими, кроме электроники, которая оставалась немецкой. Но в связи с экономическим кризисом этот проект был заморожен. Хотя был утвержден план, по которому, начиная с 2009 года, к ЕВРО-2012 мы должны были выпустить 50 новых машин. Уже даже подготовили производственные мощности под это дело, но пока не суждено. Надеемся, что сейчас к этому направлению снова вернутся, и мы таки запустим в Запорожье выпуск новых электровозов, – с надеждой говорит Григорий Резниченко.
Роман ПРЯДУН
Комментарии:
Данил | 05.07 2015 в 15:30
В былые времена слава о запорожских электровозоремонтниках гремела далеко за пределами Украины. Отремонтированные электровозы пользовались большим спросом на территории постсоветских государств, а марка «ЗЭРЗ» означала качественный и добротный ремонт. Ситуация резко изменилась в последние годы. Свою реставрированную продукцию ЧАО «ЗЭРЗ» по-прежнему делает на отлично, но в значительно меньших объемах. От этого завод лихорадит, уходят на другие предприятия квалифицированные кадры, исчезает такое понятие как преемственность. А ведь заводу - -110 лет! Ни одна рабочая династия гордилась, что всю жизнь проработала на родном заводе. Однако это лишь одна из причин из-за чего «колбасит» ЗЭРЗ. В последние годы происходит настоящая чехарда в смене руководства предприятия. И каждый раз при смене главы правления срабатывает «принцип домино», когда под горячую руку «нового веника» попадают даже классные специалисты. Складывается мнение, что «тихой сапой» предприятие хотят вообще ликвидировать или преобразовать в частную лавочку, такой себе карманный заводик, а может и складик Ведь огромная территория ЗЭРЗ с массой складских помещений, подъездными площадками с железнодорожной развязкой в центре Запорожья – лакомый кусочек как для Премьера, так и для Президента. - «Ого! – куда загнул корреспондент,- скажете вы, читатель, «Ох и фантазер!» Но факты - вещь неоспоримая. Достаточно заглянуть во «всемирную паутину» на страничку «Компромат» и сверить фамилии исполняющих обязанности председателя правления ЧАО «ЗЭРЗ» с имеющимся в Интернете. Там четко расставлены акценты: откуда какой «фрукт» появился, кто его «окучивал» и подкармливал. И тогда ВСЕМ станет ясно – плод находился или находится под патронатом САМОГО… Под этим же ракурсом неплохо было бы просмотреть и ФИО приближенных к «директорскому корпусу» лиц, которые прибывают вместе с исполняющим обязанности главы правления «ЗЭРЗ». Как правило это люди, не имеющие никакого отношения к производству и ремонту электровозов, но особенно доверенные лица. А за ними такой компроментирующий шлейф… Не верите? Откройте сайт ОРД и почитайте ну очень интересную информацию о вновь испеченном начальнике службы безопасности ЗЭРЗ Аккуратове Алексее Ивановиче, прибывшем для усиления кадров из Херсона. С его ли жизненным опытом и пониманием текущего момента на заводе, где имеется своя квалифицированная охрана, прибыла еще одна «подмога» - охранная структура «Краб 02», которая оказывает нелегальные охранные услуги, не имея соответствующего договора и в обход прохождения тендера. По окончании смены сотрудники этой охранной структуры получают денежное вознаграждение от своего руководителя наличными. Большинство личного состава «Краб 02» уклоняются от воинской повинности в тяжелое для страны время. Возглавляет подразделение «Краб 02» Костюк Александр Дмитриевич – раннее служивший в конвойном полку, исправительном учреждении, что в Малой Токмачке, и в последнее время занимающийся утилизацией металлолома, порезкой в «хлам» оборудования обанкротившихся предприятий. Понимаете, дорогие читатели, куда я клоню? Чтобы было понятнее, приведу незначительный, на первый взгляд, факт. В нерабочее время (завод в очередной раз «ушел в отгул» до 13 июля) по территории бродят посторонние люди, проход которых санкционирован лично начальником службы безопасности предприятия Аккуратовым А.И. Позволю крамольную мысль: «А не оценщики ли они?» … Печальный напрашивается вывод, а может лишь предположение- «ЗЭРЗ» хотят раздербанить в очередной раз, а он вполне может стать последний. Вывеску ЧАО «ЗЄРЗ» можно быстро переделать под «Свечной Завод имени…». А действительно, неужто САМОГО…? Вот здесь, как говорят в Одессе, возникают сомнения. Есть же промежуточные инстанции, например, «Министерство промышленной политики», «Министерство инфраструктуры Украины» … Ведь это они должны присылать на такие заводы как «ЗЭРЗ» исключительно узких специалистов, досконально знающих вверенный им профиль, а не видящих «паровоз» впервые в жизни.
Наталья | 31.03 2013 в 13:48
Господин Пеклушенко зарубил все надежды зэрзовцев