misto.zp.ua

ЗЭРЗ: там, где воскрешают поезда

Именно в Запорожье к жизни возвращаются локомотивы со всей страны. Запорожский электровозоремонтный завод (ЗЭРЗ) – уникальное предприятие национального масштаба. Его специалисты ремонтируют и переоборудуют все пассажирские электровозы Украины. В советское время география ремонта ЗЭРЗ пролегала от Красноярска до западных границ, от Мурманска до Кавказа. Тогда завод обслуживал за месяц до 27 машин, имея в штате 4,5 тысячи работников. Сегодня цифры значительно меньше: в 2009 отремонтировано 67 машин, количество работающих на предприятии – 2400 человек. Однако, как говорят на самом ЗЭРЗ, такому развитию событий есть логическое объяснение. Во-первых, ремонт тогда еще новых чешских электровозов заключался в том, чтобы, образно говоря, “разобрать и негодное заменить на новое”, а сегодня большинство локомотивов обретают новую жизнь, проходя на запорожском предприятии полнейший капитальный ремонт.

В последнее время из-за сокращения заказов ЗЭРЗ довольно сильно лихорадило. Однако предприятие выстояло. В настоящее время завод ремонтирует электровозы серий ЧС (Чехословакия)2, ЧС4, ЧС7, ЧС8, ВЛ (Владимир Ленин) 80с, ВЛ80т, ВЛ80к, ВЛ82м. Завод также освоил модернизацию двухсекционных электровозов ВЛ80 с их переделкой в односекционные электровозы ВЛ40у.

О жизни предприятия мы поговорим с председателем правления ОАО "ЗЭРЗ" Григорием Резниченко.

Во время беседы, а состоялась она утром 12 октября, Григорий Резниченко показывал фото аварий украинских электровозов за последний период с детальным описанием причин такого поворота событий. Практически в это же самое время возле Марганца переполненный пассажирский автобус на железнодорожном переезде столкнулся с локомотивом, что стало причиной трагедии национального масштаба – гибели 45 человек. В этот же день, но чуть раньше, на территории нашей области электровоз протаранил трактор, водитель которого также скончался. Кстати, локомотив, который попал в катастрофу под Марганцем, ехал, чтобы взять на буксир этот электровоз. Вот такое грустное стечение обстоятельств.

Лазеротерапия по-запорожски

– За год мы ремонтируем порядка четырех аварийных электровозов, – говорит Григорий Резниченко. - Все, даже очень серьезные неполадки, наши специалисты в состоянии исправить. Ремонтируем лобовые столкновения, когда от корпуса локомотива остается только груда покареженного железа. Раньше такие машины списывались, а сегодня мы возвращаем их к жизни, притом делаем это очень качественно. Все дело в экономике, ведь новый электровоз стоит порядка 40 миллионов гривен, а мы делаем качественный капремонт за 3–4 миллиона. Поэтому мы и освоили все необходимые технологии для, так сказать, воскрешения поездов. Это значит, что мы делаем глубокую модернизацию подвижного состава, которому исполнилось более 30 лет. То есть, восстанавливаем с продолжением срока эксплуатации на 15 лет. Сегодня у страны нет денег на обновление парка электровозов, потому считаю это нормальным выходом из положения. К тому же, чешские машины очень качественные, они разгоняются не менее чем на 160 километров в час. Мы понимаем, что от того, как будет проведен ремонт поезда, зависит жизнь сотен людей, потому все делаем четко и по правилам. Самодеятельность в нашем деле исключена.

По словам Григория Резниченко, сегодня ЗЭРЗ освоил выпуск более чем 11 тысяч запасных частей. Все для того, чтобы не иметь проблем с ремонтом различных серий локомотивов.

– На данный момент мы ремонтируем 11 серий подвижного состава, а у каждой есть еще и несколько подвидов. Потому очень часто нужны разные детали даже в рамках одной марки электровоза. А это трата и времени, и денег, ведь малые партии деталей стоят дороже. В общем, решили мы сами выпускать запчасти. Теперь куем, льем, точим. Есть даже швейцарский лазерный комплекс, который помогла купить "Укрзалізниця". Раньше некоторые ремонтные вопросы решались за месяц-два, а теперь на это уходит день-два. В памяти того же лазера 37 тысяч деталей. Конструктор нарисовал необходимое, перевел в электронный вид, и лазер вырезал то, что требуется. Иностранцы, когда гостят у нас на предприятии, не понимают этого. Говорят, у них такое делают смежники, но это когда денег много. У нас же ситуация несколько другая. Раньше чехи выпускали для нас кабины за 100 тысяч долларов, сегодня мы своими силами выполняем ту же работу, но в 6–7 раз дешевле. Экономия на каждом электровозе порядка 1,5 миллиона гривен. Учитывая, что в год мы ремонтируем в среднем 80 машин, выходит кругленькая сумма экономии госсредств.

Кризис не обошел стороной

2009 год был печальным для ЗЭРЗ. Завод практически весь год проработал на трехдневке. Упали железнодорожные и пассажирские перевозки, а значит, уменьшился и объем проводимого запорожцами ремонта.

– Если в 2008 году мы отработали на 290 миллионов гривен, то в прошлом году эта цифра составила 200 миллионов, – продолжает Григорий Резниченко. – С 2400 до 1700 гривен упала и зарплата. Завод жил тяжело, но коллектив удалось сохранить. Да, порядка 300 человек ушли, но, в основном, это были пенсионеры, которые поняли тяготы того времени и нормально вошли в положение родного им завода. Основная проблема предприятия – его узкопрофильность. Мы занимаемся ремонтом подвижного состава "Укрзалізниці". Работы, так сказать, на сторону у нас нет. Мы – госпредприятие. Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины является основным заказчиком работ и услуг, которые выполняет "Запорожский электровозоремонтный завод". Правда, не так давно начали сотрудничество в плане ремонта карьерных тепловозов для горно-обогатительных комбинатов, однако это не очень большой объем работ, – констатировал Григорий Резниченко.

Выходить из кризиса ЗЭРЗ начал весной этого года. С мая предприятие работает уже полную неделю. Учитывая, что объем проводимых ремонтных работ подвижного состава страны в прошлом году был несколько меньше обычного уровня, сегодня завод загружен заказами до конца года.

Туманные российские перспективы

Мы уже говорили, что в советское время Запорожский электровозоремонтный завод был ведущим предприятием страны. Однако после развала СССР наши соседи россияне сразу же решили спрыгнуть с украинской ремонтной "иглы". На сегодня они имеют практически пять полноценных центров. Последний российский локомотив с конвейера ЗЭРЗ сошел в далеком уже 1996 году, однако самые сложные работы до сих пор просят выполнить именно запорожцев.

– Нам говорят просто: да, мол, мы знаем ваш завод, вы делаете лучше, но у нас есть свои, и им надо давать работать, – продолжает председатель правления ЗЭРЗ. – Даже при таком к нам отношении за последние несколько лет мы таки провели восстановление особо сложных машин для россиян. Сейчас эти машины работают на Кавказе. Хотим и надеемся вернуться на рынок России и Казахстана. Наши технологии и кадровый потенциал позволяют конкурировать с этими странами, но не все зависит только лишь от нашего профессионализма, нужно еще и лоббирование государства.

Новый украинский электровоз пока стоит на запасном пути

Как ни хороши чешские электровозы, а также запорожские умельцы, восстанавливающие их, однако через несколько лет вопрос обновления подвижного состава Украины встанет очень остро. Закупать готовые поезда на Западе дорого. Уже несколько лет в облаках витает проект запуска производства собственного пассажирского электровоза. Несколько штук были сделаны на Днепропетровском заводе по производству карьерных электровозов. Однако ни чисто отечественный "Т-1", ни совместный с "Симэнс" "ТС-3" так и не были запущены в серийное производство.

– В этом вопросе не надо изобретать велосипед, – говорит Григорий Резниченко. - Электровозы строят считанные страны. Надо выбрать приемлемый вариант и заказать специалистам то, что необходимо Украине. После этого мы в состоянии освоить выпуск у себя. Кстати, такие планы уже были. Наши представители ездили на "Симэнс". Был разработан график по передаче технологий. Немцы должны были сделать проект и построить несколько штук. После чего производство переносилось к нам на ЗЭРЗ. Постепенно все основные узлы должны были стать украинскими, кроме электроники, которая оставалась немецкой. Но в связи с экономическим кризисом этот проект был заморожен. Хотя был утвержден план, по которому, начиная с 2009 года, к ЕВРО-2012 мы должны были выпустить 50 новых машин. Уже даже подготовили производственные мощности под это дело, но пока не суждено. Надеемся, что сейчас к этому направлению снова вернутся, и мы таки запустим в Запорожье выпуск новых электровозов, – с надеждой говорит Григорий Резниченко.

Роман ПРЯДУН


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Данил | 05.07 2015 в 15:30
В былые времена слава о запорожских электровозоремонтниках гремела далеко за пределами Украины. Отремонтированные электровозы пользовались большим спросом на территории постсоветских государств, а марка «ЗЭРЗ» означала качественный и добротный ремонт. Ситуация резко изменилась в последние годы. Свою реставрированную продукцию ЧАО «ЗЭРЗ» по-прежнему делает на отлично, но в значительно меньших объемах. От этого завод лихорадит, уходят на другие предприятия квалифицированные кадры, исчезает такое понятие как преемственность. А ведь заводу - -110 лет! Ни одна рабочая династия гордилась, что всю жизнь проработала на родном заводе. Однако это лишь одна из причин из-за чего «колбасит» ЗЭРЗ. В последние годы происходит настоящая чехарда в смене руководства предприятия. И каждый раз при смене главы правления срабатывает «принцип домино», когда под горячую руку «нового веника» попадают даже классные специалисты. Складывается мнение, что «тихой сапой» предприятие хотят вообще ликвидировать или преобразовать в частную лавочку, такой себе карманный заводик, а может и складик Ведь огромная территория ЗЭРЗ с массой складских помещений, подъездными площадками с железнодорожной развязкой в центре Запорожья – лакомый кусочек как для Премьера, так и для Президента. - «Ого! – куда загнул корреспондент,- скажете вы, читатель, «Ох и фантазер!» Но факты - вещь неоспоримая. Достаточно заглянуть во «всемирную паутину» на страничку «Компромат» и сверить фамилии исполняющих обязанности председателя правления ЧАО «ЗЭРЗ» с имеющимся в Интернете. Там четко расставлены акценты: откуда какой «фрукт» появился, кто его «окучивал» и подкармливал. И тогда ВСЕМ станет ясно – плод находился или находится под патронатом САМОГО… Под этим же ракурсом неплохо было бы просмотреть и ФИО приближенных к «директорскому корпусу» лиц, которые прибывают вместе с исполняющим обязанности главы правления «ЗЭРЗ». Как правило это люди, не имеющие никакого отношения к производству и ремонту электровозов, но особенно доверенные лица. А за ними такой компроментирующий шлейф… Не верите? Откройте сайт ОРД и почитайте ну очень интересную информацию о вновь испеченном начальнике службы безопасности ЗЭРЗ Аккуратове Алексее Ивановиче, прибывшем для усиления кадров из Херсона. С его ли жизненным опытом и пониманием текущего момента на заводе, где имеется своя квалифицированная охрана, прибыла еще одна «подмога» - охранная структура «Краб 02», которая оказывает нелегальные охранные услуги, не имея соответствующего договора и в обход прохождения тендера. По окончании смены сотрудники этой охранной структуры получают денежное вознаграждение от своего руководителя наличными. Большинство личного состава «Краб 02» уклоняются от воинской повинности в тяжелое для страны время. Возглавляет подразделение «Краб 02» Костюк Александр Дмитриевич – раннее служивший в конвойном полку, исправительном учреждении, что в Малой Токмачке, и в последнее время занимающийся утилизацией металлолома, порезкой в «хлам» оборудования обанкротившихся предприятий. Понимаете, дорогие читатели, куда я клоню? Чтобы было понятнее, приведу незначительный, на первый взгляд, факт. В нерабочее время (завод в очередной раз «ушел в отгул» до 13 июля) по территории бродят посторонние люди, проход которых санкционирован лично начальником службы безопасности предприятия Аккуратовым А.И. Позволю крамольную мысль: «А не оценщики ли они?» … Печальный напрашивается вывод, а может лишь предположение- «ЗЭРЗ» хотят раздербанить в очередной раз, а он вполне может стать последний. Вывеску ЧАО «ЗЄРЗ» можно быстро переделать под «Свечной Завод имени…». А действительно, неужто САМОГО…? Вот здесь, как говорят в Одессе, возникают сомнения. Есть же промежуточные инстанции, например, «Министерство промышленной политики», «Министерство инфраструктуры Украины» … Ведь это они должны присылать на такие заводы как «ЗЭРЗ» исключительно узких специалистов, досконально знающих вверенный им профиль, а не видящих «паровоз» впервые в жизни.

Наталья | 31.03 2013 в 13:48
Господин Пеклушенко зарубил все надежды зэрзовцев

Лента статей
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |