Уже в ближайшее время более двух тысяч запорожских ферросплавщиков могут остаться без работы. В массовых сокращениях на промышленных предприятиях города виновны их собственники, олигархи и власти с их непродуманными действиями, считают представители профсоюзов.
Восьмого июня в Киеве состоялась акция протеста сотрудников ОАО «Запорожский завод ферросплавов». У стен Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) они требовали снизить стоимость электроэнергии для предприятий горно-металлургического комплекса. По словам представителей трудового коллектива завода, высокие тарифы делают производство нерентабельным и, соответственно, ведут к остановке предприятия и массовым сокращениям. Напомним, что 31 мая с аналогичными требованиями ферросплавщики вышли на многотысячный митинг в Запорожье. Их поддержали металлурги и горняки не только наших заводов, но и предприятий соседних областей Украины.
Накануне отъезда запорожцев в столицу «Улица Заречная» встретилась с Валерием Козубом, председателем областного комитета профсоюза металлургов и горняков. В этот день в Доме профсоюзов кипела подготовительная работа: в телефонном режиме профсоюзные лидеры разного ранга из Киева и Запорожья обсуждали организационные вопросы акции протеста, маршрут движения протестующих по Киеву и т. д.
– Люди хотят идти к Администрации президента. Не знаю, надо ли это делать, – говорит Валерий Козуб. – Ведь мы в письме с нашими требованиями на имя президента (отправленного с митинга 31 мая. – Прим. авт.) дали «отсрочку» на две недели. Они еще не прошли. Кабмин, Минтопэнерго, НКРЭ – вот туда идти надо.
Кстати, после нашего митинга нам звонили редакторы шоу «Шустер Live», они готовили передачу по этой теме. Был утвержден список гостей: представители от нас, от центрального комитета профсоюза, от Минтопэнерго. Потом программу с нашим участием решили перенести, так как представители Минтопэнерго якобы не могли присутствовать! А без них разговор вести бессмысленно. А вот почему не могли – вопрос. Не готовы к разговору и решили уйти от него? Либо ничего хорошего не ждут от этого разговора?
– Вам не кажется, что руководители предприятий поздно стали беспокоиться о дорогой электроэнергии? Яркий пример – Запорожский алюминиевый комбинат. Годами не проводилась необходимая модернизация, не внедрялись энергосберегающие технологии, а теперь…
– Что касается алюминиевого комбината, то мы долгие годы пытались вести разговор с руководством на эту тему. Когда он еще работал. Сейчас его уже нет. Одна бумага осталась и место, на котором завод находится.
Да, техническое перевооружение завода производилось, хоть и недостаточно. Но дело в том, что при высоких ценах на электроэнергию даже техническое перевооружение не помогает – производство будет нерентабельным. Ведь в свое время для ЗАлКа действовал дифференцированный тариф на электроэнергию. Да и во всем мире тариф (для производителей алюминия. – Прим. авт.) привязывают к стоимости алюминия на Лондонской бирже. Дорожает алюминий – дорожает электроэнергия. И наоборот.
В ситуации с диффтарифом для ЗАлКа замешаны, конечно, и интересы олигархических кланов, которые занимаются не столько производством, сколько перерас-пределением, продажей электроэнергии.
В заложниках – рабочие
– На заводе ферросплавов суть проблемы несколько иная?
– Ферросплавный завод раньше был в первой группе и работал нормально. (Первая и вторая группы потребителей электроэнергии отличаются по напряжению потребляемого тока. Первая группа – крупные предприятия – платит за кВт/ч на 30 – 35% меньше. – Прим. авт.) В этом году его перевели во вторую группу. А с тарифами этой группы это уже нерентабельное предприятие!
Причем повод дали – я однозначно об этом говорю – собственники! В прошлом году из-за переизбытка ферросплавов на рынке, чтобы цена не упала, приостановили производство на Запорожском заводе ферросплавов. В результате предприятие не выбрало то количество электроэнергии, которое установлено для первой группы. А раз не выбрали – во вторую группу! Вот так, хотели получить прирост, а получили убыток.
Кроме того, собственник-то один у Никопольского, нашего и Стахановского ферросплавных заводов. Так вот, в прошлом году и Никопольский, и Стахановский заводы работали на полную мощность. А наш – простаивал. Что, нельзя было сделать по-другому? Понемногу сбавить темпы производства на каждом из трех предприятий, для того, чтобы один – наш – не «вылетел» из положенного объема потребления электроэнергии.
Тогда эта ситуация не волновала собственника Запорожского завода ферросплавов, а нынешнее положение дел не волнует того собственника, который продает электроэнергию. А заложники в обоих случаях – рабочие завода.
– 31 мая к митингующим металлургам вышли Алексей Литвин, заместитель губернатора и Александр Син, мэр Запорожья. В последующие дни кто-то из городской или областной власти встречался с представителями рабочих коллективов?
– Виктор Сластен (председатель Запорожского областного совета профсоюзов. – Прим. авт.), если я не ошибаюсь, встречался с только вышедшим из отпуска губернатором Борисом Петровым. Я лично встречался с Алексеем Литвиным. Что я могу сказать? Позиция такая: «Почему вы протестуете здесь, а не в Киеве?». А почему мы должны ехать в Киев? Если представители органов исполнительной власти – вот. Занимаются и не могут решить вопрос? Тогда нужно либо уходить – пусть решают другие, либо все-таки решать самим. Киев? В Киев тоже поедем! Если проблема не будет решена. Но вы же отвечаете за регион! Вы же вертикаль власти!
Такие серьезные вопросы, конечно, решаются только в столице. Но туда нужно обращаться всем вместе.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев