Возлагать надежды на плотину эксперты также не рекомендуют: проведенное в начале 2008 года обследование проезжей части автодорожного проезда показало, что процессы разрушения конструкций идут по нарастающей.
Транспортная схема Запорожья довольно необычна. Наш город является третьим по величине на Днепре после Киева и Днепропетровска. Несмотря на то, что береговая линия в Запорожье составляет 32 км (в Киеве – 25, в Днепропетровске – 27), переправ в нашем городе всего две. И по словам директора ООО «Запорожмост» Валерия Кравченко, их состояние не соответствует техническим и эксплуатационным нормам.
Плотина трещит по швам
Мост Преображенского строился в 1953 – 1954 годах, и с тех пор ни разу там не проводились капитальные ремонты. В 1999 году, по заданию горисполкома, впервые была создана специальная комиссия по изучению состояния конструкции моста. «Не хочу сгущать краски, но то, что мы увидели, – это полный распад несущих железобетонных конструкций, – рассказал Валерий Кравченко. – Проржавели хомуты, разрушается гидроизоляция. Несущие конструкции могут в любую минуту обрушиться. В опорах моста происходит процесс выщелачивания бетона. Из-за этого коррозии поддается арматура в основании моста». Никто не возьмет на себя ответственность за определение сроков дальнейшей эксплуатации мостов Преображенского. Запас их прочности почти исчерпан. Современные нагрузки – а через город проходят не только межобластные, но и межгосударственные транспортные пути – не соответствуют нагрузкам в расчетах 1953 года. Фактически мосты уже отслужили свой срок. Однако чтобы приступить к капитальному ремонту на мостах, необходимо полностью остановить движение на 2 – 3 года.
Взамен же мы не имеем ничего, кроме автомагистрали на плотине Днепрогэса. Но и там не все гладко. Специалисты Украинского научно-исследовательского и проектного института стальных конструкций имени В. Н. Шимановского (ОАО «УкрНИИпроектстальконструкция») выявили новые разрушения металлоконструкций ригелей и опорных частей ортотропной плиты. В настоящее время техническое состояние автодорожного проезда по плотине Днепргэса классифицируется как непригодное для нормальной эксплуатации и требует срочного ремонта и постоянного контроля.
Основной причиной разрушения конструкций является протекание воды как через полотно проезжей части, так и в местах расположения деформационных швов. Это приводит к разрушению антикоррозионной зашиты пролетного строения, прогрессирующему разрушению несущих металлоконструкций и образованию трещин.
Кроме того, как рассказал начальник отдела мостов и специальных сооружений ОАО «УкрНИИпроектстальконструкция» Виктор Лысов, в 1974 году была начата реконструкция проезжей части через плотину. Проект был разработан на основе СНиП (Строительные Нормы и Правила), утвержденных в 1962 году. Но на сегодняшний день, те нагрузки, которые были приняты в 60-е годы, увеличились в 1,5 раза.
И вот тут-то стоит вспомнить о еще одной особенности Запорожья. Это единственный город на Днепре, где вся промышленность расположена на левом берегу, в том числе и техногенно опасные объекты. Поэтому в случае аварий на предприятиях переправить людей с одного берега на другой будет довольно проблематично.
Строить надо, да не за что
Существующую проблему могло бы решить строительство новых мостовых переходов через Днепр, однако оно только добавило головной боли.
Шесть лет назад, после многочисленных согласований, экспертиз и дискуссий, Кабинет министров Украины принял решение о проектировании и строительстве новых мостов. За это решение проголосовало 372 народных депутата. В 2004 году стройка начала набирать обороты, а руководители страны заверяли, что до 2009 года мосты будут построены. Но к настоящему моменту из-за хронического недофинансирования выполнено только 40% работ.
На сегодняшний день на двух основных объектах – на вантовом мосту и мосту «Бегущая лань» на Старом Днепре – работы практически приостановлены: тонкий ручеек финансирования в этом году иссяк совсем. Из 100 млн гривен, предусмотренных отдельной строкой в госбюджете, 60 млн должны были прийти в апреле (остальные 40 – в мае). По информации начальника УКСа Запорожского горисполкома Ивана Сухомлина, сейчас на счете казначейства лежат всего 5 млн гривен. Этого не достаточно даже для того, чтобы обеспечить сохранность уже выполненных работ. Дополнительные же 500 млн гривен, обещанные центральной властью, – под большим вопросом.
Еще одна проблема – удорожание строительства. Его стоимость возросла с 2-х до 5-ти млрд гривен. По словам специалистов, если подождать еще немного, то возникнет необходимость дополнительных расходов на технику, материалы, и придется искать дополнительно не 4, а все 10 млрд гривен
Мостостроители опасаются, что наметившееся в этом году отставание от графика финансирования не только отодвинет мечту нескольких сотен тысяч запорожцев на неопределенный срок и поставит крест на достойной подготовке к Евро-2012, но и «потянет» из госбюджета двойной тариф. По словам директора института «Киевсоюздопроект» Евгения Лимонова, любой долгострой в итоге обходится в два раза дороже. Главный разработчик проекта уверен: «Чем быстрее мы построим мосты в Запорожье, тем в меньшую сумма эта стройка обойдется государству». В свою очередь, генеральный подрядчик – ОАО «Мостобуд», уже вложивший 95 млн гривен собственных средств, прекращает заниматься «благотворительностью» и больше не намерен играть в игры с государством.
Как рассказал начальник строительства автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье Владимир Клименко, у «Мостобуда» нет денег ни на зарплату специалистам, ни на стройматериалы. Сегодня на всех объектах работает всего 75 человек (в лучшие времена в Запорожье трудились мостоотряды, состоящие из 800 высококлассных специалистов). На восстановление сил работоспособного коллектива квалифицированных монтажников, бетонщиков, арматурщиков и ИТР уйдет 2 – 3 года. В то же время, Иван Сухомлин уверен, что такие уникальные объекты, как запорожские мосты, должны строиться непрерывно и по технологии. «О консервации строительства не может быть и речи. В эту запорожскую мечту уже вложено более 850 млн гривен. У нас есть только один выход – работать», – сказал он.
Пишите письма!
Запорожская общественность, а также городская и областная власть в очередной раз вынуждены обращаться в центральные органы по поводу финансирования строительства автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье. По инициативе городского головы Евгения Карташова, ведущие специалисты проектных и дорожных институтов дали объективную оценку рискам, которые угрожают жизнедеятельности областного центра. В письме, составленном руководителями города и области и адресованного в центральные органы власти, речь идет о реальной ситуации, которая угрожает всей транспортной системе города. Текст письма-обращения, который был подписан 28 апреля во время «круглого стола», мы приводим ниже.
«Из-за недостаточного финансирования строительства мостовых переходов в предыдущие годы и практически полного прекращения финансирования в текущем году, на большинстве участков строительства работы приостановлены, существенно снизились темпы, набранные в 2008 году, стало практически невозможным дальнейшее осуществление даже тех первоочередных работ, которые должны обеспечить сохранность и безаварийное функционирование объекта.
Прекращение, или даже приостановка, строительства еще более заостряет критическую ситуацию, которая сложилась из-за невероятной нагрузки на объектах транспортного соединения города.
На балансе коммунальной собственности города числятся 63 моста и путепровода, которые из-за неудовлетворительного технического состояния требуют немедленного проведения капитальных и текущих ремонтов.
Наибольшая транспортная нагрузка в городе приходится на автодорожный проезд по сооружениям плотины Днепрогэса и мосты им. Преображенского.
К настоящему моменту, из-за неудовлетворительного финансирования, слишком медленно устраняется аварийное состояние «быков» плотины Днепрогэса, процессы разрушения конструкций ускоряются. Ограничивается проезд через плотину, как по грузоподъемности, так и по пропускной способности, – закрывается одна из четырех полос движения.
Построенные в 1953 году мосты им. Преображенского тоже полностью исчерпали запас прочности, они перегружены в 3 – 4 раза, в несущих опорных конструкциях появляются новые трещины и признаки разрушения. Потребность в закрытии существующих мостов может появиться в любое время.
Для предотвращения полного транспортного коллапса в г. Запорожье, который, безусловно, повлияет на состояние транспортных коридоров всей страны, а также для предотвращения техногенной катастрофы, которая может возникнуть из-за дальнейшей перегрузки автодорожного проезда по сооружениям плотины Днепрогэса, которые находятся в аварийном состоянии, просим содействовать в ускорении финансирования строительства объекта, в соответствии с утвержденным бюджетом Украины текущего года, а также в увеличении объема финансирования строительства автотранспортной магистрали через Днепр в г. Запорожье в 2009 году на 500 млн гривен».
Инна МИЗИНЕЦ
Комментарии:
Гвоздь | 19.08 2009 в 22:10
пидары они все ждут пока плотина рухнет и захлебнемся в своем же говне