Дуб и Геракл
– Ребята, ко мне друзья в гости приехали! Чем их занять?
– Вези на Хортицу!
– Так уже свозил!
– А, ну, тогда… все.
Этот диалог так или иначе знаком любому запорожцу. Хортица – действительно наше все. В том смысле, что остров сам по себе, конечно, великолепен, привлекателен и уникален, но кроме него Запорожью показать практически нечего. Наши парки и фонтаны – это неотъемлемая часть крупного города, но никак не достопримечательность. Во всяком случае, до тех пор, пока их количество не перевалит за какую-нибудь рекордную отметку. 700-летний дуб, Днепрогэс, ботанический сад, детская железная дорога, краеведческий и художественный музеи, музей оружия, возможно, стадион «Славутич-Арена» – вот, в принципе, и все, что может реально заинтересовать туриста в нашем городе. «Дуб, в тени которого проездом стоял Пушкин, и скульптура античного героя Геракла» – как в городе из монолога Геннадия Хазанова.
А ведь главный показатель туристической состоятельности любого города – время, на которое в нем можно занять приезжего человека (без дополнительных мероприятий типа фестивалей, футбольных матчей и т. д.). Если ничего не изменится, Запорожье рискует так и остаться транзитным пунктом с небольшой культурной программой.
В этом можно убедиться уже сейчас, посмотрев на туры, предлагаемые турфирмами. И огромными цифрами посещений Хортицы прикрываться не стоит. Если турист будет ночевать, например, в днепропетровском отеле, там столоваться и платить деньги днепропетровскому оператору, а в Запорожье заедет посмотреть на Хортицу, то нашему городу этот визит ничего, кроме «+1» к количеству гостей, не принесет.
Построить туристическую столицу
Города, которые уже взялись поднимать свою туристическую привлекательность, отмечают пять основных направлений, в которых нужно двигаться.
Отели. Главное требование к отелям – обеспечить разброс цен на свои услуги, чтобы удовлетворить запросы людей разного достатка. В Запорожье это условие выполнено, хотя и «в лоб»: есть либо номера по 130 – 150 грн за стуки, либо по 500 – 600 грн. Но в целом можно сказать, что остановиться в запорожских отелях могут себе позволить люди с разным достатком. О количестве и качестве пока говорить не будем.
Туристический портал. Современные туристы как правило используют интернет, чтобы выбрать место будущего отдыха. Без особого труда удалось найти два туристических сайта Запорожья: частный «Запорожский туристический портал» и «Запорожский областной туристический информационный центр» облгосадминистрации. Оба похожи друг на друга: содержат небольшое количество исторической информации, справки по экскурсиям (все – по Хортице) и культурным заведениям, базу данных различных учреждений – от отелей до органов власти. Оба сайта выглядят симпатично, но сыровато. Но главное: интернет-страничка ЗОДИЦ содержит информацию только на украинском языке; на сайте «Запорожский туристический портал» англоязычная версия вроде как существует, но запустить ее не удалось. Так мы действительно ждем иностранных туристов?!
Указатели и карты на иностранном языке. Вот с чем в Запорожье точно проблема, так это с указателями на иностранном языке. Как приезжие из-за рубежа гости ориентируются в городе самостоятельно – можно только догадываться. А еще непонятно, как экскурсоводы не боятся «потерять» кого-то из туристической группы – дорогу же обратно не найдут!
Чья-то идея развесить по Запорожью небольшие указатели «на футбол», которые вели бы от междугородних трасс к стадиону, была, без преувеличения, великолепной. Вроде бы и сложного ничего, и недорого, а как удобно приезжим водителям и приятно болельщикам! Сразу понятно, куда приехал и зачем. К сожалению, эту идею никто не подхватил. А жаль.
Переориентирование местных туроператоров. Чтобы собирать «сливки» с туристических потоков, эти потоки необходимо завлечь и организовать. Для этого местные туристические агентства должны хоть немного обратить внимание на родные просторы. Как это сделать – вопрос. Но сделать нужно обязательно.
Персонал. На недостаток квалифицированных кадров жалуются все города, которые брались за свою туристическую раскрутку. Действительно, если реальный интерес к туристической сфере появился только года 3 – 4 назад (в ожидании Евро-2012), то откуда этим кадрам взяться? А если учесть, что кафедры туризма «вдруг» возникли в вузах на основе кафедр географии, истории, культурологии, то насколько квалифицированными будут новоявленные специалисты, и появятся ли они вообще к 2012 году? Времени-то осталось совсем ничего…
Как казаки туристов заманивали
«Делать бизнес без рекламы – это все равно что подмигивать девушкам в темноте», – гласит одна из бизнес-поговорок. Представление города на мировом уровне основывается, чаще всего, на определенном его имидже, конкретной «специализации». На чем Запорожье смогло бы построить свой туристический имидж?
Казачество – это наша «тема №1», грешно отказываться от такого поля для фантазии. И нареканий тут вроде бы быть не должно: в эту чисто запорожскую «фишку» вкладывается масса сил, энергии и финансов от совершенно разных людей. Недостаток для туристической сферы в том, что все это работает на некоторое абстрактное казачество. Для того, чтобы развитие казачества лило воду и на туристическую мельницу, нужен единый символ, образ, грубо говоря, эмблема города – скажем, эдакий «запорожский казачок». Не зря ведь своя эмблема есть у каждого чемпионата мира и у каждой Олимпиады! Рисунок-символ заменяет собой название и регалии города. Если такому символу суждено будет появиться, то городской власти придется сделать все, чтобы «казачок» замелькал, например, на производимой запорожской продукции, на рекламе туристического Запорожья в других регионах и уж конечно – во всем городе.
Кстати, Украине в целом для продвижения себя в туристическом мире специалисты тоже советуют выбрать какой-нибудь логотип. И в первую очередь предлагают в качестве эмблемы… мальчика-казачка! Который тоже должен будет сопровождать всю деятельность страны за рубежом.
Безусловно, можно посчитать описанные проблемы надуманными. Можно даже прочесть где-то, что Запорожская область занимает 3-е место по количеству туристов (после Киева и Крыма), и возрадоваться: «Все! Мы на туристической вершине Украины!». А можно вспомнить, что наш регион – это не только Запорожье, но еще и Бердянск, и Кирилловка. Основная часть туристов приезжает прежде всего отдохнуть на Азовском море. Каков же реальный вклад «казацкой столицы» в туристический имидж области? Кстати, Лондон при всех своих регалиях на 70% (!) наполняет городской бюджет именно за счет туристов. Так-то!
10 must see places in Ukraine
То есть «10 мест, которые нужно увидеть в Украине». Это заголовок одного из англоязычных сайтов, рекламирующих отдых и туризм в нашей стране. Достаточно «прикинуться» иностранцем и написать в интернет-поисковике, например, «Ukraine tourism», чтобы развеять все свои иллюзии относительно «огромной привлекательности» Хортицы и Запорожья. Лишь изредка наш город фигурируют в рейтингах чудес Украины – да и то в тех, которые взяты из украинских источников. Отзывов об отдыхе в Запорожье – минимум. А вот в том самом списке «10 мест…» запорожского края нет вообще, зато есть вроде бы ничем не примечательный (как на запорожский взгляд) Чернигов.
Другой сайт бодро информирует посетителя о том, что Запорожье умеет не только работать, но и отдыхать… На секунду показалось, что вот сейчас-то и заманим мы публику своими развлечениями… Но какими! Единственный упомянутый вид отдыха – внимание! – гольф! Да уж, гольф-столица Украины! Какие выводы? Рано почивать на лаврах туристического центра. По причине отсутствия лавров.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
Маша | 15.07 2010 в 14:52
Вы пишите про дуб,так он засох!