Запорожские инвалиды–колясочники и родители с детскими колясками ежедневно испытывают трудности, передвигаясь по городу.
В начале августа в Николаеве местные чиновники социальной сферы презентовали карту города с пометками о доступности тех или иных городских объектов: магазинов, кафе, культурных и учебных заведений, больниц и т. д. для людей с ограниченными возможностями. Прежде всего для тех, кто передвигается на коляске.
«Улица Заречная» решила провести эксперимент и, вслед за николаевскими соцработниками, попробовать составить карту доступности в Запорожье. Правда, лишь для небольшого участка. Поэтому, «вооружившись» детской коляской как «лакмусом доступности», мы отправились на прогулку по проспекту Ленина от площади Ленина до бульвара Шевченко и в обратном направлении.
Необходимо отметить, что в западных странах борьба за доступность городских объектов защищает интересы далеко не только людей в инвалидных креслах! А, например, интересы молодых семей с маленькими детьми. Ведь там, где трудности с передвижением испытывает человек в инвалидной коляске, их будут ощущать и родители с ребенком в детской коляске.
Только на своих двух?
Пешеходные переходы (50%*). Первые результаты нашего исследования порадовали. Потому что все пешеходные переходы на нашем пути имели покатые съезды с тротуара на проезжую часть (их тоже называют пандусами, как и большие конструкции у зданий). Правда, подходящими в данном случае являются только «врезанные» в тротуар пандусы, да еще и определенной конструкции (см. «Опасная помощь»), а на нашем пути попадались в основном присоединенные к тротуару. Но мы решили не придираться: есть пандус – уже хорошо.
Тем более, с продвижением к центру города ждало разочарование: зебры с пандусами встречались все реже, а кое-где переходы демонстрировали явную иррациональность дорожных (или коммунальных?) работников: с одной стороны пешеходного перехода есть пандус, с другой – нет. То есть съехать коляска на зебру сможет, а заехать на тротуар на другой стороне – уже нет.
Банки (20%). На всем пути следования удалось насчитать не менее 10-ти отделений различных банков. Однако достойно принять человека с особыми потребностями могут лишь 2 – 3 из них – не больше! Да и то – лишь потому, что вход в них – в силу архитектурных особенностей домов – находится на одном уровне с тротуаром. В тех же банковских отделениях, где есть хотя бы несколько ступеней перед входом, о пандусах будто и не слышали. Инвалидам и молодым родителям, как видим, в банк можно не собираться. Да что там в банк! Даже к банкомату не подойти! Мы обнаружили лишь один банкомат, который дает возможность получить наличные без необходимости взбираться по ступенькам.
Еще одна беда банков, и не только, – массивные входные двери. Да, очевидно, банкиры считают это показателем высокого статуса заведения. Но открыть такую дверь порой нелегко и здоровому человеку.
Торговые центры (0%). Та же история – с магазинами крупных торговых сетей. Их на указанном промежутке четыре: два супермаркета электроники, продуктовый супермаркет и торговый центр. Два из четырех магазинов двухэтажные, но лифты для колясочников там не предусмотрены. Один магазин находится на уровне второго этажа, еще один – на уровне первого, но пандусов нет ни перед первым, ни перед вторым. Правда, в двух из четырех торговых точек есть автоматические раздвижные двери. Это немаловажно, если учесть, что преодолеть препятствие в виде повсеместно распространенных сейчас стандартных металлопластиковых входных дверей с коляской или в коляске очень трудно – как минимум, из-за небольшой ширины проема.
Аптеки (66%). Аптечные магазины имеют лучшие показатели доступности в сравнении с прочими объектами – 2/3 из них оборудованы пандусами для инвалидов в колясках. Но хорош ли такой показатель для аптек в принципе? Куда-куда, а к фармацевтам точно всегда нужно и мамам с колясками, и инвалидам, и пенсионерам. А выходит, что каждая третья аптека их принять не может.
Объекты культуры (0%). Напоследок дадим оценку доступности для инвалидов заведений культуры. Таких на участке нашего эксперимента было всего два: кинотеатр им. Маяковского и концертный зал им. Глинки. К нашему огромному огорчению, нам так и не удалось без сверхусилий въехать ни в одно из этих заведений!
Итак, среднестатистический колясочник самостоятельно просто не смог бы повторить наш путь по проспекту из-за отсутствия съездов с тротуаров на зебру (и, добавим, из-за ужасного состояния тротуаров). У него не получилось бы купить себе продуктов или выбрать бытовую технику, вряд ли смог бы даже снять наличные с банковской карточки, чтобы оплатить какую-либо покупку, и, скорее всего, не попал бы на киносеанс или концерт. Кроме того, он долго бы не мог уехать из центра города к себе домой. Потому что за 30 – 40 минут прогулки мы не видели троллейбусов со специальными панелями для въезда колясок. О маршрутках по понятным причинам и говорить здесь не стоит.
Странно, и почему запорожцы с ограниченными возможностями предпочитают проводить жизнь в четырех стенах?
* – здесь и далее в скобках будет указано, какую часть изученных «Улицей Заречной» объектов мы посчитали доступной для инвалидов на колясках.
«Методика определения доступности объекта общественного назначения для граждан с особыми потребностями», которую подготовил Ярослав Грибальский, активист «Национальной ассамблеи инвалидов Украины», показывает, что часто оснащение, созданное якобы в помощь инвалидам, является на самом деле бесполезным или даже опасным!
Так, если говорить о съездах с тротуаров к зебре, то стандартным (!) считается съезд, в котором под углом находятся и боковые стороны съезда. А вот съезды, в которых наклонена только одна плоскость (такие мы нередко видим в Запорожье), методика называет опасными и для колясочников, и для пешеходов.
Так же и с пандусами у дверей различных зданий, подземных переходов и т. д. Методика определения доступности говорит, что для нормального подъема инвалида – самостоятельно или при помощи сопровождающего лица – отношение высоты пандуса к длине должно составлять соответственно около 1:20 и 1:10…1:12. То есть, если человек в коляске должен подняться на высоту в 0,5 м (например ко входу в районную администрацию), длина пандуса должна составлять соответственно 10 м и 5 м! Можно оглянуться по сторонам и убедиться, что подобные пандусы никто, кроме, пожалуй, местной власти, не спешил и не спешит возводить. Делают нечто в полметра высотой и 4–5 м длиной. Под таким углом самостоятельно передвигаться на коляске без риска для здоровья невозможно. Для кого делают? Непонятно.
Комментарии:
нет комментариев