В Украине есть два предприятия, где может повториться техногенная катастрофа, аналогичная венгерской. Это Запорожский алюминиевый комбинат и Николаевский глиноземный завод. Чтобы предотвратить беду, на прошлой неделе специально созданная правительственная комиссия начала проверку этих потенциально опасных предприятий
Авария на алюминиевом заводе в Венгрии произошла больше двух недель назад. В результате взрыва была разрушена плотина, сдерживающая резервуар с ядовитыми отходами. Сразу несколько населенных пунктов оказались затоплены красным шламом – нерастворимым осадком, образующимся при производстве глинозема.
Но хранилища на украинских комбинатах несут более серьезную угрозу экологии, чем венгерские. Дело в том, что на предприятиях Венгрии 20% отходов хранилось в жидком виде, а 80% – в сухом. На Николаевском глиноземном это соотношение составляет 50 на 50. «Состав наших шлаков более жидкий, и в случае аварии эти ядовитые отходы быстрее попадут в окружающую среду», – поясняет первый заместитель главы Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко.
Кроме того, николаевское предприятие вызывает опасения и из-за больших объемов складируемых отходов. Не так давно на заводе было введено в эксплуатацию уже второе шламохранилище, которое занимает территорию в 150 гектаров. А на функционирующем уже более тридцати лет хранилище №1 накопилось около 20 млн кубометров красного шлама, который при малейшей аварии попадет сначала в Бугский лиман, а потом в Черное море. «Если произойдет авария, то земля на месте катастрофы на десять лет станет мертвой. Грунтовые воды также сильно пострадают, не говоря уж об экологической катастрофе в Черном море», – отмечает Татьяна Тимочко.
На данный момент на всех заводах существует одна серьезная проблема – отсутствие качественного оборудования для переработки красного шлама. Из-за этого в Украине ежегодно накапливается 1,2 млн тонн токсичных отходов. И на сегодняшний день общий объем отходов красного шлама составляет 25 млн тонн. По словам Тимочко, красный шлам – опасное вещество, утилизировать которое сложно и дорого, поэтому оно хранится в резервуарах десятки лет.
Волноваться не стоит
В то же время на самих предприятиях спешат успокоить: причин для тревоги нет. Хранилище находится под постоянным наблюдением. Мы часто проходим сертификацию, – отмечают на НГЗ. В Министерстве природы подтвердили, что Николаевский завод в сентябре прошел государственную экологическую экспертизу.
Спокойны за свой объект и в Запорожье. «Объект шламонакопителя заморожен и находится на балансе. Наше хранилище не может прорвать, так как оно представляет собой естественные полости в породе, а не создано искусственно», – поясняет генеральный директор Запорожского алюминиевого комбината Александр Котюк.
Напомним, что на ЗАлКе уже случалась авария. Два года назад произошел прорыв трубопровода, по которому перекачивался шлам. Тогда были затоплены четыре улицы, расположенные в непосредственной близости от комбината. Причиной чрезвычайного происшествия, как установило следствие, стала умышленная скрутка запорной арматуры в колодце шламонакопителя.
Однако если сегодня на одном из этих заводов произойдет авария, виновных найти будет крайне сложно. Наш алюминиевый комбинат принадлежит, как известно, российскому миллиардеру Олегу Дерипаске. Но понесет ли владелец компании «РусАл» наказание в случае техногенной катастрофы? Кто-то в это верит?
Насколько опасны эти отходы
Красный шлам сам по себе не является ядовитым и не представляет опасности для здоровья и экологии. Однако в производстве глинозема применяется щелочной раствор: вот он-то и несет серьезную угрозу.
Щелочь вызывает ожоги кожи, слизистых оболочек. Тяжелые металлы, содержащиеся в шламе, ведут к снижению интеллектуального развития, внимания и умения сосредоточиться у детей. У взрослых повышается артериальное давление, немеют конечности, возникают мышечные и головные боли, боли в животе, снижаются память и иммунитет, развивается малокровие, поражаются печень и почки.
Татьяна ОВСЯНИКОВА
Комментарии:
нет комментариев