«Одесские рассказы» Исаака Бабеля
Если честно, у меня просто не было выбора. Отец мой, отсидев по «малолетке», занялся фотографией и зарабатывал этим на жизнь. На протяжении всего моего взросления – садик, школа, университет – он вечно заставлял меня краснеть. Фотографировал моих одноклассников и сокурсников, заставлял меня проявлять снимки, а затем продавал их им же. Ну (пожимает плечами), а что вы хотите? Советский союз был – всем интересно. Я, откровенно говоря, этого не понимал, он же давал мне подзатыльников, говорил, что я ничего не смыслю в этом. Я клялся не стать фотографом, и вот результат.
Заказов много, например от Ройтерс. Приглашали и на Громадське. Для Ройтерс снимал и происшествия в зоне АТО, и похороны солдат на наших запорожских Песках. Печально это все. И я-то понимаю, что родным не до того, но это мой долг как фотокорреспондента. Вот недавно звонят мне с Ройтерс и говорят, что где-то на Шевченковском микрорайоне слепили снеговика в виде товарища Сталина. Я пока приехал Сталин уже явно был не в лучшей форме: усы потекли, фуражка съехала – хоть сам его лепи! Ну, я сделал пару снимков и один взяли.
«Бравый солдат Швейк» Ярослава Гашека
В зону АТО я приезжал несколько раз, но под обстрел так ни разу и не попал. Вообще, откровенно говоря, нас, журналистов, там не особо жалуют. Не нравится нашим военным, документирование происходящего. Но я никогда не еду туда с пустыми руками. То возьму блок сигарет, чая и лимонов. Тогда и контакт с ними другой, да и просто по-человечески помочь.
К сожалению, многие из бойцов на моих фотоснимках уже мертвы, но даже в таком месте как горячие точки есть место для юмора. К примеру, едет бронетехника, и танки, и пулеметы, а пятилетняя девочка пасет коз, или мальчишки рассекают воздух на велосипедах. Все это заставляет задуматься, что мы воюем за них, за мир.
«Трое в лодке, не считая собаки» Джерома Клапки Джерома
Война – всегда дело грязное. Но и там можно найти саркастическое, забавное. Я стараюсь словить это в кадре. Вот недавно двое стариков-танкистов играли с немецкой овчаркой. Я же думаю где третьего-то взять. Увидел, что он чинит танковые механизмы. Можно было его попросить его попозировать, но было бы уже не атмосферно. Я чуть сдвинулся, и снял всех, считая собаку.
«Фаталист»Лермонтова
Был еще забавный случай, когда один мужик, ну, чистый донбасовец с баклажкой пива, забыл в бане свои тапочки. Так на обратном пути наши солдаты его остановили, сделали предупредительный выстрел в воздух, поставили его на колени. Собирались, чуть ли не диверсию устраивать, как вдруг банщица его опознала, а мужик, в свою очередь, опознал тапочки. Правда, его в тот же день случайно убили пьяные десантники.
Это были юмористические этюды с человеком, собственными глазами повидавшим ужасы войны, смерть, холод и несчастье украинского народа, но кто мы без юмора? Это наше единственное оружие перед иногда недоброжелательным миром. А закончить можно романом Эрнеста Хемингуей «И восходит солнце». Ибо оно обязательно взойдет над Украиной.
Данил ЛЕХОВИЦЕР
Публікація підготовлена в рамках конкурсу «Революція буквами» за підтримки Центру регіонального розвитку «Топ-Кая» та порталу «Пороги»
Комментарии:
нет комментариев