Нехватки всевозможных экологических программ для уменьшения вредных выбросов в Запорожье не было никогда. В разное время у нас были приняты порядка десяти комплексных целевых программ, среди которых наиболее заметной является “Программа выхода из экологического кризиса г. Запорожья на период 2001–2010 гг”. Однако же на дворе уже 2008 год, а ответ на вопрос: “Стало ли дышаться запорожцам хоть чуточку лучше”, до сих пор очевиден: “Нет, не стало”. Как все начиналось В 1989 году в Запорожье в результате активизации общественного движения за экологию появляется городская программа охраны окружающей среды "Биосфера". Она предусматривала систему мониторинга запорожского воздуха (подобную той, что собирался сделать Евгений Червоненко, будучи губернатором, но кроме громких заявлений, от него мы так и не дождались конкретных шагов). Как говорят экологи, создавалась она без предварительного изучения истинной экологической обстановки в городе и влияния выбросов на здоровье населения на основе предложений, поданных самими предприятиями. Парадокс в том, что даже эти мероприятия не были выполнены.
Следующим шагом на пути улучшения экологии должна была стать "Программа выхода из экологического кризиса г.Запорожья на период 2001–2010 гг". Надо сказать, что очень многие пункты в ней не только слово в слово списаны с "Биосферы", но и полностью повторяют судьбу предшественницы. Поскольку в 2003–2004 годах, по просьбе руководителей предприятий, решением сессий облсовета сроки выполнения большинства наиболее значимых природоохранных мероприятий были отодвинуты на несколько лет. "Программой" предусмотрено выполнение промышленными предприятиями 33-х воздухоохранных мероприятий со снижением выбросов вредных веществ до 2010 года на 70,5 тысячи тонн в год (то есть практически наполовину от общего объема). Одна только реконструкция агломерационной фабрики "Запорожстали" принесла бы снижение выбросов более чем на 40 тысяч тонн! Что уж говорить про замену мартеновского производства.
Но, увы, эти мероприятия, как и многие другие, внесенные в программу, на сегодня так и не выполнены. При этом, согласно статистике, за годы ее выполнения объемы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в целом по городу не уменьшились, а увеличились. Если в 2000 году их было "всего" 135,5 тысячи тонн, то за 2007 мы "имеем" порядка 150 тысяч тонн. Договор – не приговор Уже с начала 2005 года представители промышленных гигантов начали высказывать мысль о том, что "Программа" несовершенна, а потому ее надо менять, дополнять, в общем, переделывать. Мол, и технологии уже не те, и денег надо много, и т. д. Напомним, что составлялась Программа целиком и полностью под диктовку самих же промышленников. Так или иначе, но фактический срыв ее выполнения подтолкнул все стороны вопроса к диалогу. И на ноябрьской сессии облсовета 2007 года в "Программу" внесли ряд изменений и дополнений. Вопервых, программу сделали бессрочной. По словам председателя постоянной комиссии по вопросам экологии Запорожского облсовета Олега Сквирского, сделано это было для того, чтобы после 2010 года и окончания срока действия Программы, облсовет совместно с экоинспекцией области мог выставить предприятиям, не выполнившим свои обязательства штрафные санкции вплоть до закрытия производства. Олег Сквирский: – На сегодня на ряде комбинатов заканчиваются сроки выполнения природоохранных мероприятий. Среди них ЗАлК, со своей нерешенной проблемой электролизного цеха, Ферросплавный завод, "Запорожкокс", а также Запорожский абразивный комбинат (ЗАК).
Относительно последнего, то мы уже дважды обращались в экологическую инспекцию с требованием принять меры и закрыть самый проблемный участок ЗАК – цех плавки нормального электрокорунда. Главное же изменение "Программы" – принятие механизма ее реализации, который включает в себя так называемый трехсторонний договор. Олег Сквирский: – Главное, для чего был принят на вооружение договор трех, стал аргумент предприятий относительно того, что при невыполнении мероприятий они не могли получить кредиты от финансовых учреждений в связи с возможностью остановки эксплуатации производства Госэкоинспекцией. По словам промышленников, к ним уже не раз приезжали представители крупных европейских банков для переговоров по кредитам на реконструкцию, но последних отпугивал факт возможных санкций против завода. Теперь же главная отговорка промышленников о том, что средств на реконструкцию надо много, а их нет – отпала. Относительно самого договора, то он предусматривает экологический эффект, сроки выполнения природоохранных мероприятий и четкие источники финансирования. Отчитываться о проделанном заводы будут каждые полгода. Дополнительным стимулом для предприятий касательно выполнения мероприятий выступит Госэкоинспекция в Запорожской области, которая в случае чего сможет начислить штрафные санкции. Для промышленников же главное то, что их не будут трогать, если, конечно, они своевременно выполнят все взятые на себя обязательства. На вопрос относительно того, "не станет ли договор лишь предлогом для предприятий, чтобы получить возможность продлить срок выполнения мероприятий?", – депутат облсовета ответил следующее: – А выхода другого просто нет. Программа фактически не выполняется, даже на цифры можно не смотреть, лучше пройтись по центру Запорожья. Мы их с 2005 года штрафуем, грозимся закрыть, а никто ничего фактически как не делал, так и не делает. Теперь же я уверен, все изменится.
Пример – "Днепроспецсталь". На сегодня у меня есть ряд серьезных документов, подписанных как генеральным директором ОАО "ДСС" Даниэлем Валком, так и советом директоров предприятия. Они свидетельствуют о том, что завод взял на себя обязательства в ближайшее время закрыть проблему СПЦ-1 и СПЦ-3 цехов плавки, поставив туда газоочистные установки. Смета проекта – 41 миллион гривен. Относительно начисленных прежде сумм ущерба и судебных исков за вред, причиненный природе основными загрязнителями, то, по словам представителей Управления по охране окружающей природной среды в Запорожской области, к которым "ЗС" также обратилась за комментарием, внесенные изменения никоим образом не повлияют на их судьбу. Сроки мероприятий остаются без изменений, а потому по предприятию, которое не выполнило то или иное природоохранное обязательство, будет, как и раньше, начислен ущерб за вред, причиненный окружающей среде, – констатировали экочиновники. Что же даст подобный шаг, сейчас сказать трудно. После общения по этой теме со многими знающими людьми, видятся два момента. Первый. Если брать во внимание судьбу предыдущих экологических программ, то трехсторонний договор – очередной "мыльный пузырь", который нужен большинству предприятий для получения временной отсрочки. Ведь в решении облсовета четко сказано: "Предприятиезагрязнитель, которое несвоевременно выполнило природоохранные мероприятия, предусмотренные программой, имеет право инициировать принятие трехстороннего договора, а в случае форс¬мажорных обстоятельств сроки графика реализации "Программы" могут быть откорректированны". То есть, тянешь с выполнением в первый срок, потом обращаешься в облсовет с просьбой о договоре, выполнение которого также тянешь. Вот и получается такой себе перенос сроков. Не получится? Раньше такое было сплошь и рядом.
К тому же, если юристы промышленных гигантов сейчас легко управляются с прокурорскими исками, то найти пару¬тройку форс¬мажорных обстоятельств для законного невыполнения договора для них вряд ли окажется большой проблемой. И самое главное, все уже будет в правовом поле. С другой стороны, договора еще не подписаны и не начали действовать, а значит, судить об их жизнеспособности и влиянии на ситуацию можно будет только через какоето время. "Запорожсталь" и "Днепроспецсталь" еще в конце прошлого года изъявили свое желание заключить подобный договор, но процесс до сих пор лишь идет. По словам Олега Сквирского, в этом месяце на сессию облсовета вопрос о подписании договоров вряд ли будет вынесен. Так или иначе, но запорожцам вновь отвели роль лишь наблюдателей в процессе, который напрямую касается их здоровья и жизни, а результат, как всегда, висит в воздухе.
Роман ПРЯДУН
Комментарии:
нет комментариев