Уличная мода, ставшая давно привычной для жителей западного мира, постепенно завоевывает и украинские просторы.
«С такими ценами на вещевых рынках и в магазинах, скоро придется одеваться в секонд-хенде!» – вздыхают с некоторых пор запорожские модники. Действительно, с приходом нового сезона к нам, молодым и модным, приходят и новые проблемы, а вернее, возвращаются старые – опять нечего носить!
Особенно критическая ситуация для девушек, хотя слава Богу, и парни начали обращать внимание, во что они одеты. Хотя и не так быстро, как хотелось бы.
Так вот, с приходом первых холодов многие из нас с ужасом понимают, что опять нужна новая куртка, или джинсы совсем износились, или прошлогодние шапка, шарф и перчатки совсем вышли из моды (о, ужас! Как я могла (мог) такое носить?!). Об обуви и сумках лучше вообще предусмотрительно умолчать, потому что если начать говорить... В общем, это общая проблема. А есть и такие индивиды, к коим, к несчастью, относится и автор статьи, на которых все вышеперечисленные жизненные трудности наваливаются разом, и не реже раза в месяц. В магазинах модной одежды, как, впрочем, и на рынках, цены просто заоблачные и мало соотносимые со средними доходами. Обычная цена на джинсы в запорожских бутиках 700–1000 гривен, купленная там же курточка из кожзама обойдется вам минимум вдвое дороже и т.д. и т.п. А если учесть, что не так уж много юных запорожских модников могут похвастаться солидными доходами, или вообще их наличием, то тут, как говорится, вариантов немного. Или вообще не модничать и не заморачиваться насчет одежды, или… набравшись смелости и креатива, отбросив излишнюю брезгливость и гордыню, идти в секонд-хенд.
Свою вторую руку западная мода предлагает нам уже более десяти лет. И о том, что множество украинцев с удовольствием на эту руку опираются, говорят не только толпы покупателей на рынках секонд-хенда, но и то, что несмотря на трудные времена у отечественного предпринимательства, количество точек, предлагающих секонд, неуклонно растет. Впрочем, «качество, проверенное временем», выбирают не только малообеспеченные слои населения. Кого-то привлекает «небазарный» вид этих вещей, кто-то заполонившей украинский рынок «Турции» и «Одессе» предпочитает, пусть и не новую, но в основном фирменную одежду с пометкой «мейд ин Юэроп», а кому-то нравится не столько результат этого шоппинга, сколько сам процесс – когда наверняка не знаешь, что именно тебе сегодня подвернется – своего рода спортивный интерес выловить в кучах барахла что-нибудь «эдакое».
Так или иначе, но на фоне официальной моды (дизайнеры, бутики, вещевые рынки) расцвела целая альтернативная субкультура, приверженцы которой открыто пренебрегают новой одеждой в пользу поношенной. Поклонники стрит-фешена, или по-нашему – уличной моды, – личности в основном творческого склада, стремящиеся к яркости образа, неординарно мыслящие и свободные от предрассудков, как в моде, так и в жизни. Основная задача модничания, по мнению приверженцев стрит-фешена, – показать, не то, что ты можешь себе позволить иметь популярную на сегодня вещь, а то, что с помощью креативного подхода к одежде, быть единственным в своем роде.
К сожалению, в силу некоторой экономической и культурной отсталости нашей страны, уличная мода у нас не так развита, как например, в странах Европы. И встретить на улицах города вульгарно, излишне откровенно или как говорят, по-базарному одетую девушку можно гораздо чаще, чем выглядящего экстравагантно и творчески. Тем не менее, и не в последнюю очередь благодаря сэкондам, ставшая давно привычной для жителей западного мира уличная мода, постепенно завоевывает и просторы Украины. И уже как минимум три крупных города нашей страны – Киев, Днепропетровск и Одесса могут похвастаться часто встречающимися на улицах неформально одетыми молодыми людьми.
А совсем недавно, примерно полгода назад в Интернете появился сайт киевской уличной моды www.fak.org.ua. Сама идея не нова – во всем мире уже существуют подобные ее воплощения. Автор «нашего» сайта фотограф Фил Бананов, не претендует на оригинальность, но взявшись за дело всерьез, за прошедшие полгода собрал порядочный архив фотографий модных молодых людей, встреченных просто на улицах города.
«Украинских модников я фотографирую и на улице, и в помещении, ведь термин «уличная мода» означает, в первую очередь, что это мода, не сошедшая с подиумов, – говорит Фил. – Что касается возраста поклонников уличного стиля и одежды из секонда, то, к сожалению, у нас в Украине в отличие от европейских стран пока есть довольно четкая возрастная граница. Это те, кому сейчас по 17–20 лет. Потому что от 25-ти и старше – уже «старой закалки» и среди них немного людей, пристально следящих за своим внешним видом с творческим подходом к моде». По словам Бананова, сэконд, действительно, самое популярное место одевания украинской модной молодежи. И не потому, что нет денег. А потому что тут можно найти эксклюзивные вещи, единственные в городе. «Кроме того, – говорит фотограф, – на сэконде попадаются вещи брендов, не продающихся в фирменных украинских магазинах. Например, Fred Perry, Lonsdale, H&M, New Look. Магазин H&M у нас открыли, но там только аксессуары, очки, кошельки, брошки, а одежды нет. Официальные магазины Fred Perry есть только в Лондоне и других крупных городах Западной Европы».
А на какую же сумму в среднем одет нынешний уличный модник? По нашим наблюдениям, обычно в образе одна вещь, купленная в бутике, а остальные – хоть с рынка, хоть с сэконда. В целом долларов на 100–150. «Обычно я одет гривен на пятьдесят, – признается Фил Бананов. – Штаны купил на сэконде за 20 копеек. Я их укоротил, ушил. Ботинки тоже, пришлось еще чинить, сумка выкуплена у бабушки на барахолке, лимонные носки купил на раскладушке. И значок еще с Твигги. Сделал сам».
Кстати, на сайте киевской уличной моды приведены ссылки на подобные проекты других стран и городов. Посмотрев на «другую» уличную моду, понимаешь, что есть во вкусах молодежи что-то общее. Даже не конкретные «ходы» или уровень «модности», а сама смелость надеть на себя что-то эдакое и этим привлечь внимание прохожих.
«Меня больше всего привлекают Париж и Хельсинки, – рассказывает Фил. – Вот в Украине есть такая черта – повесить на себя ярлык и никуда от него не отходить, пока не войдет в моду очередной ярлык. За рубежом этих стереотипов меньше или практически нет. Для нас это немыслимо – обтягивающие штаны на мужчинах, приталенные рубашки и блестящие ткани. Это считается дикостью, и вообще у нас, если мужик не такой, как все, как огромная серая масса – он гей. Вот даже по отношению к себе я наслушался этого много, хотя я гетеросексуал. Но такая реакция прохожих ненормальна. А в Париже и Хельсинки, например, отсутствуют эти стереотипы. Люди носят и растянутые свитера до коленок под золотые лосины, и чешки, и тапочки. С помощью одежды передается настроение и наиболее тонкие эмоции. И никто не считает это неправильным. Та же Москва ушла от нас далеко вперед, там смешение народов и просто разных людей постепенно приводит к стиранию мерзких стереотипов».
Вдохновленный увиденным и прочитанным на сайте, автор статьи посчитала, что данное исследование будет не вполне полным и достоверным без личного опыта, и посетила основные запорожские секонд-хенды. Первые впечатления если не удручающие, то, по крайней мере, неоднозначные. Большинство вещей, действительно, хоть и выглядят по-европейски, заношены вполне по-славянски, и даже как-то по-советски. Такое впечатление что, несмотря на свой высокий уровень жизни, пресловутый всеобщий достаток и копеечные по их меркам цены на одежду, жители западных стран носят вещи, пока в них не протрутся дыры. А если учесть, что шьют там не в пример нашей Одессе и Турции качественно, то срок полезного использования этой одежды может быть и 20 лет. Поистине нашим людям этого не понять. В нашей бедной Украине чаще встретишь девушку в джинсах за 400 долларов при зарплате в 300, чем даму в кофточке двухлетней давности. Так вот, впечатление номер один – большинство вещей старые и довольно поношенные. Впечатление номер два – несоизмеримые с внешним видом вещей цены. 80,100,150 гривен – стандартная сумма, которую просят за джинсы или кофточку. А в секонд-хенде на территории Александровского рынка мне встретилось сильно поношенное пальто за которое хотели 450 гривен. Тут только остается предположить, что, видимо, продавец этого пальто нечасто бывает на других рынках помимо сэконда, отчего не подозревает, что за такую сумму можно купить и новое. Какая может быть реальная причина таких цен, кроме как простая человеческая жадность, автору статьи, имеющему, кстати, экономическое образование, непонятно. Продавцы говорят, дорогая закупка. Но как может случиться, чтобы пожертвованное бесплатно где-нибудь в Англии пальто, дойдя до Украины, подорожало на 450 гривен? Такие транспортные расходы велики даже для эксклюзивных дизайнерских вещей из бутиков. Впрочем, к счастью, это скорее единичный случай, чем общая тенденция. Нашлись в запорожских секондах вещи и по 20, 10 и даже по 5 гривен. Только висят они по всем правилам мерчендайзинга не на видных местах, а где-нибудь подальше. А скорее, даже не висят на вешалках, а валяются где-нибудь у вас под ногами на раскладушке или в детском манеже. Всякого неносибельного барахла в этой ценовой категории, конечно, намного больше, и чтобы найти что-то стоящее, нужно будет хорошенько в этом барахле порыться. Но наградой за потраченные время и усилия может стать приобретенная практически задаром интересная вещь. Так поначалу разочаровавшаяся в секондах, я со «служебной командировки» привезла 2 пары приличных 10-гривневых брюк, 7-гривневую жилетку и модное черное драповое пальто, купленное аж за 25 гривен.
Покупать вещи в секонде или в бутиках? На что тратить нерезиновую зарплату – на джинсы с Анголенко или на джинсы из секонда и еще на жизнь? Быть необычным и модным или «модным и голодным»? Однозначного и для всех приемлемого ответа на эти вопросы автор статьи так и не нашла. Зато нашла еще одну кофточку за 3 гривны.
Екатерина ЩЕКИНА
Комментарии:
нет комментариев