Как известно, в феврале этого года Украина подписала протокол о вступлении страны во Всемирную торговую организацию. Практически на протяжении всего подготовительного процесса этого серьезного шага для экономики эксперты отмечали тот факт, что один из негативных моментов ВТО – возможные проблемы отечественного автопрома, вплоть до стагнации или даже исчезновения отрасли.
Именно этой теме и была посвящена встреча представителей ЗАО"ЗАЗ" и корпорации УкрАВТО с журналистами, которая состоялась 1 апреля на предприятии.
Хотя на дворе и был День смеха, зазовцам сегодня явно не до особого веселья. Конечно, об остановке предприятия речь не идет, но вопросов, которые требуют очень серьезного подхода с участием правительства и Верховной Рады, хоть отбавляй. Автопромышленники констатируют, что Украина пополняет ряды ВТО в крайне невыгодных условиях. В нашей стране более слабое техническое обеспечение промышленности по сравнению с европейскими, американскими и дальневосточными производителями. Кроме того, не развита инфраструктура производства современных материалов и компонентов для производства автомобилей. К этому можно добавить еще и высокую стоимость финансовых ресурсов, и налоговую нагрузку.
Олег Папашев, заместитель председателя Правления "УкрАВТО" по вопросам производства автомобилей:
– Сегодня нам гораздо проще делать свой бизнес в соседней Польше. В Украине в наш продукт изначально заложена масса дополнительных, так называемых, социальных нагрузок. Тут и более дорогая электроэнергия, и отчисления в пенсионный фонд и т. д. В Польше все наоборот. Там, например, если мы принимаем на производство 10 и более работников, то местные власти на протяжении полугода даже сами платят им зарплату. Там нет такого увеличения стоимости железнодорожных перевозок, которое мы наблюдаем сейчас у нас. За этот год они увеличатся на 40 процентов, что делает их невыгодными для нас.
Относительно вопроса ВТО, то по мнению Олега Папашева, основной негативный момент – снижение ввозных пошлин на автомобили с 25 до 10 процентов. Этот шаг приведет с одной стороны, к возможному уменьшению цен на некоторые импортные автомобили, гдето на 5–7 процентов. С другой стороны, будет увеличена их доля на нашем рынке за счет резкого сокращения SKD производства (крупноузловая сборка). К тому же при таможенном оформлении Украина не сможет применять обязательные минимальные цены на импортируемые товары, что даст возможность занижать их декларируемую стоимость
Второй негативный момент, который отметили специалисты, открытие доступа к рынку иностранных комплектующих, сырья и материалов. Прогнозируется, что это приведет к уменьшению объемов производства украинских комплектующих, сырья и материалов, следовательно, к сокращению численности работающих.
По мнению председателя правления ЗАО "ЗАЗ" Николая Ефименко, автопредприятиям хочешь не хочешь, а придется проводить минимизацию своих затрат, а это приведёт к уменьшению производства и сокращению численности работающих. Правда, все эти шаги, если они будут осуществляться, запланированы на следующий год.
Относительно перспектив непосредственно ЗАЗа, то на этот год запланировано увеличение производства авто до 329 тысяч. Плюс к тому, облсоветом сейчас рассматривается обращение предприятия о выделении площадки под новый автозавод.
Олег Папашев:
– Кроме вступления страны в ВТО автопроизводителям придется решать и другие проблемы. Ведь, как известно, в начале 2008 года завершилось действие Закона Украины "О стимулировании производства автомобилей в Украине" (действовал с 23.10.1997 по 01.01.2008). Скажу только, что именно этот документ позволили возродить нашу отрасль. Например, те же платежи в государственный бюджет и внебюджетные фонды от деятельности ЗАО "ЗАЗ" за период 1998–2007 годов увеличились в 48 раз, от 37,5 миллионов гривен в 1998 году до 1,8 миллиарда гривен в 2007. Производство автомобилей за этот же период выросло в 11,8 раза – от 24 тысяч до 282,3 тысяч авто. Эти тенденции присущи и всеукраинскому рынку. Если в 1998 году в стране было выпушено лишь чуть более 36 тысяч авто, то в 2007 году их было уже 310 тысяч штук. А это и рабочие места, и налоги, и зарплата.
По прогнозам Олега Папашева, до мая месяца Верховная Рада рассмотрит все необходимые документы по ратификации протокола вступления страны в ВТО. Так что времени на то, чтобы максимально принять меры для своей защиты, у автопроизводителей практически нет.
Уверен, если до момента вступления в ВТО будут приняты законы, которые будут способствовать уменьшению негативного влияния, автопром нормально переживет процесс вступления в ВТО, – констатировал Олег Папашев.
Кстати, оптимистически на свой бизнес смотрит и глава ОАО "УкрАВТО" Тариэл Васадзе. Который на прошлой неделе попросил премьерминистров Украины и Польши рассмотреть возможность стимулирования создания транснациональной финансовопромышленной группы в автомобилестроении.
Пока положительного ответа украинцы не дождались, ведь в этом вопросе действия правительства Польши ограничены позицией Еврокомиссии, однако же, перспективные проекты развития отечественного автопрома все же существуют.
Роман ПРЯДУН
Комментарии:
нет комментариев