Две недели назад почти 4 тысячи украинцев, прибыв на отдых в Турцию, оказались в очень неприятной ситуации. Их выселяли из отелей, в аэропортах отменяли их рейсы, да и в целом, по словам самих туристов, отношение к ним было чуть ли не как к нелегальным иммигрантам. Как же выбрать турфирму, которая не испортит своими проблемами отдых вам и вашей семье?
Начнем с небольшого ликбеза. Турфирмы бывают двух видов: туроператоры и турагентства. Организацией туристических поездок, авиаперелетов, расселением в гостиницах занимаются туроператоры. Но к желающим отдохнуть путевки туристических операторов попадают чаще всего не напрямую, а через турагентства: задача последних - просто продать имеющиеся путевки. Безусловно, там, где есть посредники, присутствуют и дополнительные риски. С одной стороны, по сравнению с крупными компаниями-операторами туристические агентства выглядят как слабые звенья в этой схеме: они меньше и беднее туроператоров, торгуют тем, что предоставляют последние. Более того, среди туристических агентств нередко встречаются и фирмы-однодневки с сомнительными целями и репутацией. С другой - если у агентства возникают проблемы, то страдают от этого максимум несколько десятков клиентов. А если в неприятности попадает оператор, то тут уже "накрывается" отдых сотен и тысяч людей. Что и произошло в начале июля с украинскими отдыхающими в Турции.
Поэтому, прежде чем сделать выбор, нужно выяснить, какой туроператор организовал поездку. Зная компанию-оператора, можно проверить и ее, и туристического агента, который заявляет о сотрудничестве с ней. Хорошим признаком является и участие турфирмы в каких-нибудь союзах, в которых различные агентства поддерживают и контролируют друг друга.
Документы - к осмотру
Ну и, конечно, самым очевидным пунктом правил выбора туристической фирмы является внимательное изучение ее документов: лицензии на туристическую деятельность, свидетельства о регистрации фирмы и, конечно, собственно договора о предоставлении услуг. В последнем должно быть четко указано, кто, куда, зачем, на чем едет, где останавливается, сколько раз в день питается. В противном случае - взятки гладки. Вообще, солидные фирмы не только не скрывают, а даже "хвастаются" своими именитыми партнерами, разрешительными документами, сами настаивают, чтобы клиент внимательно ознакомился с условиями туристической поездки. Кроме того, никогда не бывает лишним изучить отклики бывших клиентов. Но информацию все равно надо фильтровать: если это не ваши личные знакомые, то еще большой вопрос, действительно ли это бывшие клиенты компании! Особенно это касается отзывов в интернете.
После неприятных историй с отечественными туристами за границей украинские турфирмы стараются ходить за отдыхающими едва ли не как привязанные. Но все-таки не мешает еще в Украине поинтересоваться, кто и когда будет сопровождать группу в путешествии, записать контактные данные представителей фирмы и - обязательно! - украинского посольства или консульства в той стране, в которую вы направляетесь.
А теперь пара пессимистичных выводов. Все перечисленные выше рекомендации - это, скажем так, "защита от дурака". Вывить с помощью такого фильтра аферистов или просто неблагонадежную фирму можно. Но вот получить таким образом 100%-ную гарантию отличного отдыха не получится. Кризисам и форс-мажорам подвержены и маленькие турфирмы, и международные корпорации, и туристические операторы среднего звена. Тем более, когда на туристическом рынке ведется серьезная и жестокая борьба, часть которой, помимо прочего - доведение конкурентов до банкротства, создание неприятностей его клиентам и т. д. Так что обеспечить себе идеальный отдых непросто. Хотя один вариант есть - организовать все самому: купить билет, забронировать номер в отеле, выбрать экскурсию. Сам себе туроператор - без конкурентов и кризисов.
От проблем турагенств страдают десятки людей, от проблем туроператоров - тысячи
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев