Катер плавно объезжает берега острова Хортицы. Десятки экскурсантов рассматривают природу, курят, жуют, пьют пиво и вино – дышат свежим воздухом. И только немногие из них слушают динамик – голос экскурсовода. Она рассказывает об истории самого острова и Национального заповедника “Хортица”, о каждой балке и скале. Легенды, сказания, поверья...
Вот балка Большая Молодняга, где, возможно, проходили обучение молодые казаки. Дальше – балка Совутина со скалами, над которыми уже в советские времена поставили опоры высоковольтной линии. А зачем руководителям СССР и Советской Украины история? Она начиналась для них с 1917 года. А всё, что произошло ранее, рассматривалось почти как суеверия.
В этой балке когда-то жил старый запорожец Совута. Он был главой над пастухами, которые выпасали здесь табуны коней. А прозвали казаки его так потому, что видел он ночью, как сова.
Вдали – наивысшая точка Хортицы – Брагарня. Здесь – большое святилище-обсерватория наших предков, созданное ими из камня более четырех тысяч лет назад. Здесь наши пращуры молились солнцу, земле-матери, ветрам, воде – природе.
Дальше проезжаем урочище "Сечевые ворота". Вот что о нём пишет запорожский краевед Анатолий Сокур:
"В северо-восточной части острова, где течет Старый Днепр, видим живописный залив. Будто раздвинув высокие, пасмурные скалы, он врезается между ними в гранитную толщу острова водным клином. К этому историческому уголку по склону берега, будто каменное кружево, ведут тропинки. Здесь – одно из удобных мест, где можно лодками приставать к скалистому берегу Хортицы.
По легендам и пересказам в этом заливе запорожские казаки на своих "чайках" причаливали к своей матери – Хортицкой Сечи. С тех пор то место для истории, современных и будущих поколений осталось под названием "Сечевые ворота". Так назвали урочище запорожцы.
А еще, по пересказам, в "Сечевых воротах" желающие стать казаками сдавали специальные экзамены на выдержку, смелость. Здесь с одной скалы на другую над бездной перекидали бревно. Внизу – острые каменья, речная глубь... Будущему казаку давали кварту водки (около 700 граммов), он выпивал ее. И, спустя некоторое время, по бревну должен был перейти с одного конца этого "мостика" на другой. Если падал, то не разбивался об каменья, его подхватывали запорожцы. Но вход ему в казацкую среду врывался по крайней мере на год. После этого срока он мог еще раз держать экзамен. Сдаст – казак, а нет – прощай, казацкая жизнь.
Итак, в "Сечевых воротах" начинающие сдавали экзамены и вместе с тем знакомились с казацкими обычаями, обрядами. Правда, это не единственное место на Хортице, где занималась запорожская молодежь подобными делами, были и другие. Заканчивая коротенький рассказ о "Сечевых воротах", скажу еще вот о чем. Здесь слышно пение невидимых птиц и ощущается свежесть настоянных на днепровской воде хортицких цветов".
А дальше экскурсовод рассказывает о Змиевой пещере, которая, по преданию, знаменита тем, что здесь была женщина-змея, с которой одно время жил сам Геракл. Эта женщина родила сына, которого они назвали Скифом. Отсюда и происхождение наших далёких пращуров – скифов.
Музычина балка названа так потому, что здесь собирались кобзари-бандуристы, пели, сочиняли новые песни. Узенькая и маленькая – Куцая балка. От казака Наума Кармазя получила название Наумова балка. Наум был перевозчиком – на лодке перевозил запорожцев через Старый Днепр. Балка Чавунова – от казака на прозвище Чавун.
Проезжая автобусом или маршруткой по мостам, мы видим их как бы изнутри. А вот из теплохода – снизу. И мосты Преображенского, и арочный являются взору туриста совсем в иной ипостаси – как великаны-арки со своеобразной архитектурой.
Расположились на острове и базы отдыха, построены ещё в те годы, когда Хортица не была заповедником.
Но наиболее милует глаза экскурсанта плавневая часть острова. Это – остатки нашего родного Великого Луга запорожского. Его затопили водами Каховского водохранилища в начале 50-х годов прошлого века. Вместе с Запорожскими Сечами, вместе с нашей историей погубили и нашу прекрасную природу, которая и кормила, и поила, и укрывала местное население. Дмитрий Яворницкий пишет, что здесь были целые стаи лебедей, а в малых речках – рыбы столько, что её просто ловили руками. Лес Великого Луга был хорошим строительным материалом. Теперь видим остатки. И нам бы сохранить хотя бы их.
Сергей СТРЕЛЕЦ,
фото автора
Комментарии:
нет комментариев