Проблема оценивания знаний выпускников средней школы постоянно находится в центре внимания Министерства образования и науки Украины. Первым шагом к изменениям стало введение в 2000/2001 учебном году 12-бальной системы оценивания знаний школьников. Главной причиной этого перехода было желание оценивать не то, чего ученик не может или не умеет, а уровень знаний, умений и достижений каждого. Попытка оказалась вполне успешной, но, несмотря на изменения к лучшему, несовершенной оставалась система оценивания окончательных результатов успеваемости украинских школьников.
Коротко о главном
Анализ украинской системы выпускных экзаменов в школах и вступительных в университетах показал, что их содержание и форма проведения очень отличаются друг от друга. Эта раздвоенность с каждым годом увеличивает разрыв между средней и высшей школой. Высшие учебные заведения не доверяют результатам школьных государственных экзаменов, которые сдают ребята после 11-ти классов. Причина вполне понятна: образование – чуть ли не единственная сфера, где конечное оценивание качества продукта проводится производителем. Учителя, которые обучали учеников, сами оценивают их знания и навыки. В итоге все чаще конечные результаты в аттестате не соответствуют реальным знаниям выпускников. Отсутствие единых требований и технологий, которые давали бы объективные результаты, полностью перечеркивает прозрачность оценивания и обеспечивает неравный доступ к образованию учеников с разным социальным статусом. Выход – введение в нашей стране внешнего независимого тестирования.
Эксперимент, хотя и не без проблем, с каждым годом набирал масштабности, и к 2007-му году в избирательном тестировании приняли участие уже 117 тысяч школьников со всей Украины, или каждый четвертый выпускник.
В планах Министерства образования было определено, что в 2008 году тестирование пройдет каждый человек, решивший поступать в вуз. Из-за досрочных выборов и смены руководства этот вопрос оставался в «подвешенном» состоянии, но 25-го декабря уже новый министр образования Иван Вакарчук в своем приказе заявил: в 2008-м тесты писать будут все абитуриенты в равных условиях, а оценка их знаний будет внешней и независимой. Твердость решения Министерства подтвердил Игорь Ликарчук – директор Украинского центра оценки качества образования. В своем выступлении на совещании с руководством высших учебных заведений и директорами школ он заявил: «Все желающие поступить в вузы I-IV уровня аккредитации должны пройти тестирование и получить сертификат. После этого никаких дополнительных экзаменов они сдавать не будут».
Горячее лето- 2008
Весна-лето 2008-го обещают стать «горячей» порой почти для 530 тысяч выпускников этого года и примерно такого же количества выпускников прошлых лет. Каждый желающий поступать в вуз должен будет сдавать тесты не более чем по трем предметам, один из которых – обязательный (это украинские язык и литература), а два – на выбор потенциального абитуриента, в зависимости от того, на какую специальность и в какой вуз собирается поступать тестируемый. Перечень предметов по выбору включает в себя: математику, всемирную историю, историю Украины, географию, химию, физику, биологию, зарубежную литературу, основы экономики и основы правоведения. Судя по информации Игоря Ликарчука, Украина, наконец-то, готова к объективной и антикоррупционной системе оценивания знаний выпускников. Именно Украинский центр оценки качества образования, а также четыре региональные центра выступают гарантами честного проведения независимого тестирования. И усилий для этого они уже приложили немало.
Не без того
Конечно, не обошлось и без проблем. Самая злободневная из них состоит в том, что абитуриенты не спешат регистрироваться. Напомним, что регистрация всех желающих поступить в вузы I-IV уровня аккредитации заканчивается 20-го февраля 2008 года. Исключение делается только для абитуриентов, которые успели зарегистрироваться, но по уважительным и письменно обоснованным причинам не смогли или не успели пройти тестирование до 27-го июня. Только они имеют право участвовать в дополнительной сессии с 26-го июня по 5 июля и получить сертификат до 14 июля. Это – не прихоть Министерства, дело в том, что Украинскому центру оценивания качества образования необходимо время на подготовку тестов. Ведь в 20-х числах марта каждый зарегистрированный участник уже должен получить пригласительный, в котором будут указаны место и время проведения тестирования. А до конца июня сертификаты с результатами уже должны быть на руках у желающих поступить в вуз. К слову, было решено, что в ближайшие два года тестовые задания будут на том языке, на котором выпускникам преподавали в школе.
Сертификат о прохождении внешнего тестирования действителен всего один год. Тот, кто не поступит в этом году, на следующий год будет снова проходить тестирование.
У будущих абитуриентов и их родителей практически сразу же возник вопрос: как можно подготовиться к внешнему тестированию? Вопрос работники образования приняли к сведению - уже выпущены пособия в помощь выпускникам, основанные на тестировании, которое проходило в прошлом году. Кроме того, в некоторых вузах открылись курсы подготовки к внешнему независимому тестированию, которые оказывают абитуриентам неоценимую помощь и устраняют психологический барьер - страх перед нововведением. В нашем регионе такие курсы есть в Запорожском институте экономики и информационных технологий. Вот и получается, что украинских абитуриентов ожидает сложный год с трудными тестами. В данной ситуации помощь Украинского центра оценивания качества образования как для школьников, так и для работников сферы образования просто неоценима. И помощь эта оказывается в полном объеме. К примеру, 7-го февраля нынешнего года директор Центра Игорь Ликарчук встретится на базе Запорожского института экономики и информационных технологий с представителями системы образования Запорожской области и лично ответит на интересующие общественность вопросы, касающиеся проведения внешнего независимого тестирования.
Украинский центр оценивания качества образования
Появился в 2005 году. С 2006 года работают 9 региональных центров оценивания качества образования, которые находятся в Виннице, Днепропетровске, Донецке, Ивано-Франковске, Киеве, Львове, Одессе, Симферополе и Харькове.
Деятельность Центра направлена на разработку и апробацию моделей внешнего независимого оценивания учебных успехов и достижений учеников общеобразовательных учебных заведений для создания условий равного доступа к высшему образованию. Силами работников Центра проводится огромная работа:
- подготовка и проведение непосредственно тестирования;
- проведение мониторинга качества образования;
- проведение социально-психологических исследований и аттестации педагогических работников;
- ведение реестра тех, кто прошел независимое оценивание;
- оформление и выдача сертификатов;
- предоставление информации вузам.
Ольга Грибанова
Комментарии:
нет комментариев