Во-первых, если этот законопроект будет поддержан, 12-летняя школа уйдет в небытие, и Украина вновь вернется к одиннадцатилетнему среднему образованию. А во-вторых, как и положено по законам физики, ничто никуда не исчезнет бесследно. Тот год, который парламентарии намерены убрать «сверху», они добавят «снизу» – в виде обязательного (!) дошкольного образования. Согласно законопроекту, воспитывать ребенка в семье можно будет только до пяти лет, после чего его обязательно нужно будет отдать в детский сад.
Нетрудно заметить, что, по задумке депутатов, должна получиться система, которая похожа одновременно и на десятилетку, и на сегодняшнюю двенадцатилетку. С одной стороны, классов будет, как прежде, 11, а с другой, по сути, образование останется 12-летним: 11 лет школы + 1 год детсада. Что это? Золотая середина? Или среднее арифметическое?
12 лет! За что?!
Каждый год в преддверии 1 сентября в газетах печатают один и тот же анекдот. Маленького мальчика тянут в школу, а он кричит: «Не-е-е-ет! 12 лет! За что?!». Из года в год меняются только возраст главного героя и его «срок», а вот отчаянный крик мальчика остается прежним.
Главный довод за сокращение срока обучения до 11-ти лет очевиден. Сейчас в школу приходится сдавать совсем маленьких шестилеток, а в выпускных классах можно наблюдать такой контингент, который раньше был в вечерних школах. Что делать с такими первоклашками и с такими выпускниками – учителя школ не совсем понимают. Чтобы убедиться в этом, достаточно поприсутствовать на «уроках» у тех и других (и для одних, и для других уроки такие и есть – в кавычках!). Понятное дело, мотивации к учебе нет и в помине.
Вспомним, ради чего учебный процесс в Украине растянули до дюжины лет. Тогда такой срок казался обязательным условием для того, чтобы выпускника отечественной школы приняли в европейский вуз. И раньше, и теперь об иностранных университетах грезили тысячи школьников и их родители... Но давайте посмотрим правде в глаза и признаем, что отправиться учиться за границу имел и имеет возможность очень ограниченный круг наших сограждан. Так зачем надо было переделывать систему образования для всех?
Многим соотечественникам достаточно сказать «Европа!» – и они согласны на любые реформы. Но идея о том, что учеба в школе до 20-ти лет есть передовой европейский и мировой опыт, на самом деле неправильная. Ведь никто не озаботился тем, что за границей не просто другие сроки обучения – там другая система образования. И выпускные классы их школ больше похожи на первые курсы наших техникумов и институтов. То есть ученик уже не «малолетка», а какая-никакая личность, и у личности этой ответственности за свою учебу и поведение больше. С 12-летним (да и с 11-летним) образованием выходит по-другому: человек растет физически, но не растет социально. В результате получаем инфантильных взрослых, которые вроде бы взрослые дальше некуда (женятся, работают), но в реальности ими не являются, что и выясняется при первых же жизненных трудностях. О знаниях вообще умолчим.
Оказывается, есть недовольные
Упоминают о несовершенстве 12-летнего обучения в школе и авторы законопроекта. И как упоминают! В пояснительной записке к проекту закона написано, что к 12-летнему сроку обучения положительно относятся «только около 10% учеников, 15% родителей и 20% учителей школ»! При этом негативное отношение высказывают «более 70% респондентов»! Вот как? Оказывается, есть-таки недовольные? И заметили их очень «вовремя» – через 10 лет после внесенных изменений! Смотрим далее: «лишь некоторые страны имеют длительность обязательного среднего образования свыше 11-ти лет» – и снова очко всем министрам образования последних лет за «внимательность» и «прозорливость». Ну и конечно вызывает абсолютное восхищение фраза: «Международный опыт свидетельствует, что качество образования определяется новейшими технологиями, профессиональными кадрами, современным смыслом, а не сроками образования». Спасибо «международному опыту» за такие полезные сведения – вот оно оказывается как!
Судя по тому, как «внезапно» открылись для парламентариев очевидные истины, можно сказать, что главная причина сокращения срока обучения совсем другая. И авторы законопроекта ее не скрывают: чтобы обеспечить дополнительные классы всем необходимым (питание, материально-техническая база и компьютеризация школ, подвоз учеников и т. д.) нужно 4 млрд гривен. Вот и вся разгадка школьной реформы! Денег нет – и 12-летнее образование уже не такое передовое, как казалось раньше.
Однако не нужно заниматься самообманом. Не будет ничего нового, кроме того, что детям «скостят срок». Главные проблемы современной школы – отсутствие былого авторитета и профессиональных кадров, недостаточное участие в воспитании и малоэффективное обучение учеников – решать никто не берется. А жаль.
Через тернии к... 11-летнему образованию
За сэкономленные 4 млрд гривен Украине придется заплатить очередными трудностями в системе образования. Как прогнозирует Максим Луцкий, член парламентского комитета по вопросам науки и образования, закон о введении 11-летнего образования примут уже на этой сессии – до 10 июля. А уже с нового учебного года программу начнут переделывать. То есть опять все будет делаться на ходу, благо, опыт такой у украинских учителей уже есть – как говорится, придумают что-нибудь! Не депутатам же волноваться о таких «мелочах», правда?
Но как же все-таки быть с теми, кто учится сейчас, и с теми, кто придет первый раз в первый класс в этом году? Им-то хочется определенности относительно своего будущего. И еще более интересный и важный вопрос – «накладки» с абитуриентами в будущем. Ведь, увеличив термин обучения до 12-ти лет, Украина получила «проблему-2012», когда выпускников не будет, а вузы останутся на «голодном пайке». Но ведь теперь, уменьшив срок среднего образования, что мы получим? Год, когда выпускников будет в 2 раза больше, чем обычно? То-то вузы обрадуются!
Ну и наконец, вопрос от родителей тех, кому исполнилось 5 лет. Дошкольное образование будет обязательным, но государство гарантии размещения всех детей в учебных учреждениях не дает (сейчас в детских садах огромные очереди). Как быть? Задумка-то правильная – хорошо подготовить детей к школе, – но как ее реализовать?..
Допустим, что доводы «за» вполне логичны и принесут не только банальную экономию денег. Согласимся и с тем, что введение 12-летнего школьного образования было действительно непродуманным шагом. Но все-таки эти брожения в правительстве откровенно надоедают. К тому же выглядят они как попытки угадать: «10 – было, 11 – было, 12 – было... Давайте 11!». Ну что ж, давайте еще раз 11 попробуем...
Мнение
Елизавета, мать будущего первоклассника:
– Этой осенью сын идет в первый класс, а мы еще толком не знаем, сколько лет он будет учиться. Чуть ли не каждый год какие-то нововведения! Мне кажется, пора уже оставить образование в покое или вернуть прежнюю систему обучения. Мы учились 10 лет, в советское время учились 10 лет – и ничего страшного: образование считалось одним из лучших, страну называли самой грамотной, а на научных достижениях того времени выезжаем до сих пор.
Ирина, ученица 4-го класса одной из запорожских школ:
– Я окончила третий класс, но мне учителя и родители говорят, что учиться еще долго – до 12-го класса. Мне в школу ходить нравится, поэтому я рада, что учиться придется долго. За 12 лет можно многое узнать! А если учебу сделают короче, то, наверное, нужно будет какие-то предметы убирать из программы.
Тамара, школьный учитель:
– Дополнительные годы обучения иногда направлены не на получение знаний, а на «натаскивание» по конкретным предметам, которые собираются сдавать выпускники. Тем более когда экзамены заменили тестированием. Лишние год-два обучения – это обуза и для государства, и для родителей, и, в первую очередь, для самого школьника. При этом действительно весомых доказательств несостоятельности 10-летнего или 11-летнего срока обучения нет. Как нет и доказательств того, что 12-летнее среднее образование как-то облегчает жизнь учащегося.
Запорожских учителей беспокоят реформы
Сейчас главный вопрос для девятиклассников: сколько им осталось доучиваться до полного среднего образования. Если выяснится, что после 9-го класса школе придется отдать еще 3 года, родители, как правило, готовы забрать документы учеников. Также директора запорожских школ утверждают, что к переходу на 12-летнюю систему образования не готовы ни родители, ни учителя, ни сами школы: нет материальной и методической базы, не хватает учебников и т. д.
На встрече с мэром Евгением Карташовым руководители учебных заведений заявили, что не возражают против изменений в системе школьного образования, однако просят обратить внимание министерства на тревогу педагогов. Учителей беспокоит, что современные школьные программы перегружены информацией, требования к учебному процессу завышены, а чрезмерная нагрузка негативно отражается на здоровье детей.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев