misto.zp.ua

Украинский автопром в ВТО

Проблемы и последствия вступления в ВТО для национального автопроизводителя обсуждались на пресс-конференции, которая состоялась в Киеве, в помещении информационного агентства «Укринформ», 24 января текущего года. Мы решили рассмотреть проблему национального автопроизводителя с акцентом на ситуации в Запорожском регионе.

Как известно, в нашем городе находится гигант машиностроения – ЗАО «Запорожский Автомобилестроительный Завод», собственность корпорации «УкрАВТО». Экономика нашего государства и финансовое состояние горожан во многом зависят от состояния автомобилестроительной отрасли. Как же правильно стимулировать национального автопроизводителя в условиях вступления в ВТО, что нужно доработать, какой позитивный опыт сохранить? С такого рода вопросами мы обратились к руководству ЗАО «ЗАЗ», к профессорам и кандидатам наук, к представителям страховых компаний и к директорам автосалонов.

Даже в вопросе необходимости вступления в ВТО мнения интервьюируемых разошлись.

Геннадий Бабушкин, профессор, доктор технических наук, зав. кафедры «Транспортные технологии», убежден, что не следует принимать необдуманных решений. Он считает, что со вступлением в ВТО нужно еще повременить:
- Вступление в ВТО, скорее всего, отрицательно скажется на украинской автомобильной промышленности. Украина (в том числе и Запорожье) не выдержит конкуренции, объемы производства могут сократиться, даже несмотря на относительно стабильный рост потребления автомобильной продукции, наблюдающийся последние 7-10 лет.

А вот Владимир Прушковский, доцент, кандидат экономических наук, директор экономико-гуманитарного института, зав.кафедры политэкономии, уверен, что другого пути, чем вступление в ВТО, - просто нет, если мы претендуем на создание современного рыночного хозяйства. В.Прушковский:
- Буквально на днях Президент Украины Виктор Ющенко объявил, что вопрос вступления в ВТО – это дело двух недель. Когда у нас говорят о ВТО, большинство граждан даже не понимают, о чем, собственно, идет речь. А соответственно, они будут против. Но ведь, согласитесь, не может быть так, что ВТО выгодно 140 странам, которые являются его членами, а нам – нет. Конечно, что-то мы найдем, что-то потеряем: не бывает так, что все либо хорошо, либо плохо. Да, нужно обезопасить свою экономику от последствий вступления в ВТО, где-то стоит прибегнуть к временным правилам участия, к каким-то исключениям, потому что продукция большинства наших предприятий энергоемка, материалоемка, трудоемка. Приблизительно 40% экспортной выручки приходится на предприятия первичного сектора экономики, в первую очередь – металлургии и химической промышленности.

Вопреки официальным заявлениям заместителя главы правления УкрАВТО по вопросам производства автомобилей Олега Папашева о том, что «Больше всего нас в этом процессе пугает неопределенность. Неизвестны ни термины ратификации соглашения вступления в ВТО, ни наличие переходного периода, ни новая ставка ввозных таможенных платежей во время ввоза иномарок и машинокомплектов», - Евгений Цокур, кандидат исторических наук и доцент кафедры политологии, утверждает, что руководство компании «УкрАВТО» само заинтересовано во вступлении Украины в ВТО, исходя из постепенной, но неуклонной переориентации на западноевропейский рынок.
- Можно предположить, что современная политическая ситуация в Украине и приход к власти БЮТ позитивно отразятся на дальнейшей судьбе и перспективах корпорации «УкрАВТО», - рассуждает Е.Цокур. - Несмотря на то, что Тариэл Васадзе так и не стал министром транспорта, хотя до последнего момента был главным претендентом на этот пост в правительстве Юлии Тимошенко, уровень административного влияния подконтрольных ему коммерческих и политических структур в сфере автопризводства и реализации постепенно возрастает. В ближайшее время можно ожидать решений правительства, возможно, менее заметных по форме, но не менее эффективных по содержанию, которые полностью восполнят утрату привилегированного положения корпорации «УкрАВТО».

Одной из главных перспективных проблем отечественного автопрома может стать передел собственности и сфер влияния, борьба официальных и «серых» импортеров, формирование государственной стратегии развития данной отрасли.
- Защите национального производителя, - продолжает тему Владимир Юдин, кандидат технических наук и доцент, - может способствовать увеличение ввозных таможенных платежей; регистрация предприятий с превалирующей долей комплектующих местного происхождения; государственные льготные займы для автопроизводителей; возвращение налогов производителям-экспортерам; ограничение импорта автомобилей валютными лимитами; введение дифференцированного налога с продажи.

Алексей Кузькин, кандидат технических наук, доцент, предполагает, что среди обеспеченных людей обязательно найдутся такие, которым разница в цене в 4 тысячи долларов (приблизительно столько составляет сейчас официальное растаможивание авто) особо по карману не ударит, и они продолжат покупать авто иностранных производителей.
- «Серое» и «черное» дилерство на всеобщем авторынке г.Запорожья не превышает 10-15%. Однако, может возрасти количество случаев с использованием «обходных» схем, - считает А.Кузькин.

Парируя это высказывание, Евгений Цокур, кандидат исторических наук и доцент кафедры политологии, отмечает:
- На мой взгляд, на современном этапе отечественный автопром находится в куда более завидном положении, нежели многие другие отрасли экономики, политики, социальной сферы, и вряд ли нуждается в существенной поддержке со стороны государства. К тому же концепция рыночной экономики ориентирована на создание и поддержание равных условий для всех субъектов рынка и не допускает существенного вмешательства государства.

Кстати, главной причиной пресловутой отмены льгот автопроизводителям стала необходимость вступления в ВТО. Поскольку одним из условий вступления во Всемирную торговую организацию является отмена любых форм протекционизма и защиты национального производителя на государственном уровне, и создание равных конкурентных условий для производителей различных стран.
- С возвратом НДС, - комментирует ситуацию директор автоцентра «Прогресс» Юлия Кафтаник, - автомобили 2007-го года выпуска не подорожали (на некоторые модели цена даже снизилась), подорожали только на 1-2% авто 2008-го года выпуска и автомобили новой линейки.

Тем не менее, как только было принято решение об отмене льгот, - в частности, ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» вернул себе эти самые льготы. Но это никак не сказалось на стоимости автомобилей производства ЗАО «ЗАЗ».

В даный момент автопроизводители испытывают острый недостаток оборотных средств – в первую очередь, для технической модернизации и переоснащения производства. Олег Папашев, заместитель главы правления УкрАВТО по вопросам производства автомобилей, считает, что «расходы на инновационное развитие должны относиться к расходам производства, а не финансироваться с прибыли». Только такой шаг позволит национальным автопроизводителям отыскать финансовые ресурсы для модернизации производства, сохранив таким образом уже завоеванные рынки, и позволит освоить новые.

Сергей Гилевич, зам. директора по страхованию СК «Роксолана» в г.Запорожье, подсказывает еще один способ увеличения оборотных средств для компаний-автопроизводителей:
- Сегодня о присутствии акций корпорации «УкрАВТО» на Украинской торговой бирже как способа привлечения средств можно говорить лишь гипотетически. Должен существовать вторичный рынок, люди должны иметь возможность покупать и продавать акции, и своими оборотными средствами участвовать в оборотных средствах автомобилестроительной компании. У населения есть средства, и пока что они их вкладывают в недвижимость, провоцируя необоснованный рост цен на нее. А могли бы вкладывать в развитие национального автопроизводителя.

Евгений Цокур, кандидат исторических наук и доцент кафедры политологии:
- Сейчас рынок продаж новых автомобилей в Украине переживает невиданный ранее подъем. Украина входит в число стран, лидирующих по показателям приобретения новых автомобилей на 1000 человек.
Но такое положение продлится еще несколько лет, и то при неизменности современных темпов экономического роста. Рано или поздно рынок будет насыщен, а продавцы и производители вынуждены будут существенно изменить свою рыночную стратегию. Расширение рынка долгосрочного кредитования потребует от них существенного изменения системы финансирования, в том числе путем привлечения средств из-за рубежа через еврооблигации и IPO. Исходя из этого, инициатива корпорации «УкрАВТО» об изменении политики займов в сторону их расширения является обоснованной и перспективной. К тому же, существующие рыночные и административные преимущества корпорации «УкрАВТО» наиболее перспективно трансформировать в усиление конкурентных позиций и укрепление на наиболее перспективных европейских рынках. Стратегия максимального вложения средств в развитие и расширение производства в период максимального возрастания объемов реализации товаров, в том числе и с расширением политики займов, является общепринятой и логичной.

Сейчас сложно сказать, будет ли реализована на практике корпорацией «УкрАВТО» новая политика финансирования и займов через еврооблигации и IPO. Так, сам собственник и почетный президент корпорации Тариэл Васадзе сообщил в интервью агентству «Рейтер»: «Многие делают IPO для обеспечения безопасности, раз вошел инвестор, то там другая ситуация. «УкрАВТО» в этом не нуждается, потому что это — открытая, публичная компания, которая создана и работает в рамках законодательства. Наша Украинская автомобильная корпорация работает настолько стабильно, что пока не нуждается в такой форме привлечения средств». «В будущем, конечно, я не исключаю такую возможность (осуществления IPO). Это будет зависеть от ситуации», — добавил он.

Владимир Прушковский, доцент, кандидат экономических наук, директор экономико-гуманитарного института, зав.кафедры политэкономии:
- Самое важное, что нам нужно на сегодня понимать, – это то, что мы имеем низкую производительность труда при большой энергоемкости производства. Что отнюдь не соответствует мировым стандартам. По большому счету, вступить в ВТО – обозначает открыть рынки. И нужно искать способы выживания в этих условиях. Это та реальность, которую мы сегодня имеем. А у нас почему-то любой экономический вопрос принято переводить в политическую плоскость.

Нужно четко отследить, кто и что покупает сегодня в мире автомобилестроения. То ли это супербогатые люди, то ли это обычные «граждане». Сегодня на дорогах в Запорожье можно встретить больше «джипов», чем во Франции за два дня. У нас хорошая машина все еще остается показателем престижа и сигнализирует обществу: «Я – «богат»!». У нас это пока позволительно.

Помимо перечисленных проблем, автопроизводители сетуют на недостаточно развитую инфраструктуру, высокую стоимость финансовых ресурсов, низкий рейтинг инвестиционной привлекательности Украины. ЗАО «ЗАЗ» связано контрактами с 1200 партнерами, и на их перезаключение потребуется время. В связи с этим автопроизводители просят перенести введение новых правил на 1 января 2009 года - через год после вступления в ВТО.

Ольга Горбатова


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в