Украина рискнет остаться без одного из ключевых национальных проектов, которые могут усилить энергетическую независимость страны. Турция затягивает согласование порядка прохождения танкеров через контролируемые ею проливы.
В таком случае строящийся под Одессой терминал для приема сжиженного газа за миллиард евро рискует превратиться в груду металлолома.
О риске, связанном с позицией Турции, эксперты говорили задолго до того, как строительство LNG-терминала получило статус приоритетного национального проекта. Главное препятствие – позиция Турции, которая контролирует проливы Босфор и Дарданеллы и устанавливает порядок прохождения судов. «У нас есть проблемы со строительством LNG-терминала для приема сжиженного газа. Связаны они прежде всего с тем, что Турция неохотно рассматривает возможность прохождения танкеров со сжиженным газом через свои проливы», – признал премьер-министр Николай Азаров. Он добавил, что сегодня украинская сторона вынуждена изучать возможность размещения такого терминала вдалеке от своей территории, например, в Средиземном море.
Ранее Украина предлагала Турции принять участие в строительстве терминала на нашем побережье Черного моря, под Одессой. Тогда представители турецкой стороны выдвинули встречное предложение – строить терминал на ее территории. Основные дискуссии между нашими странами касаются режима прохождения танкеров со сжиженным газом через проливы Дарданеллы и Босфор. Турецкие власти утверждают, что есть угроза окружающей среде.
Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «НОМОС» полагает, что экология для Турции не главное, она преследует сугубо меркантильный интерес. Если Украину вынудят строить LNG-терминал в Средиземноморье, нам все равно придется дополнительно платить деньги за прокачку газа оттуда до своей территории. «А если учесть, что Украина и Турция не имеют общей границы, то договариваться о транзите нам придется еще с Болгарией и Молдавией. А с ними тоже могут возникнуть проблемы – молдавскую газотранспортную систему контролирует «Газпром». Если мы не договоримся с турками о прохождении танкеров через проливы в Черное море, то вместо нынешних двусторонних переговоров мы получим в будущем пятисторонние», – сказал эксперт «Известиям в Украине».
В таком случае поставки газа через средиземноморский терминал потеряют всякий смысл, равно как и строительство такого терминала на нашей территории. Кроме того, Михаил Гончар отмечает, что Турция вообще не заинтересована запускать в Черное море танкеры с газом, поскольку в будущем видит себя в роли мощного транзитера между Европой и среднеазиатскими странами-добытчиками топлива через Трансанатолийский газопровод.
Комментарии:
нет комментариев