Три недели назад в Запорожье состоялся Международный инвестиционный форум, на котором предприниматели со всего мира имели возможность представить свои самые дерзкие проекты для нашего города. Одним из таких проектов стал E-Tram – скоростной монорельсовый трамвай
И. о. мэра Владимиру Кальцеву такое инвестиционное предложение приглянулось. И его можно понять. В предварительных планах E-Tram – связать монорельсовой трассой Космический микрорайон и пл. Ленина. По словам генерального директора КП «Запорожэлектротранс» Николая Рыженьких, это одно из самых загруженных направлений – ежедневный пассажиропоток здесь составляет около 160-ти тысяч человек в одну сторону и более 125-ти тысяч – в обратную.
Небольшой ликбез. Монорельсовым трамваем сейчас принято называть практически любой электротранспорт, передвигающийся не по двум рельсам. Он может стоять на одном рельсе, крепиться снизу к рельсу, «висящему» в воздухе, или двигаться на магнитной подушке, то есть вообще без рельсов, и т. д. Основная особенность монорельсовых трамваев – это отдельное от остального транспорта расположение: на эстакадах, в тоннелях и т. д. А значит, такой вид транспорта и уже действующие автобусные и троллейбусные маршруты не будут мешать друг другу. Более того, для него нужна собственная (читай – новая) трасса. Значит, ее можно проложить там, где это будет удобно городу – без привязки к уже существующим путям и маршрутам. Ну и конечно, привлекательной для Запорожья выглядит возможная скорость реализации проекта – около полугода.
На прошлой неделе в мэрии состоялось обсуждение проекта скоростного монорельсового трамвая при участии руководителей городских управлений и коммунальных предприятий, а также председателей районных администраций. Совещание, выдержанное в целом «мажорно», на самом деле вскрыло множество слабых мест идеи. Доводы сторонников монорельсового трамвая: это быстрый, удобный, современный и относительно недорогой вид транспорта. Однако при ближайшем рассмотрении эти доводы теряют кажущуюся привлекательность.
Быстро, современно, удобно
Быстро? Не факт! Теоретически вагоны монорельсового трамвая могут разогнаться за минуту до 90 км/ч. На деле подобные виды транспорта редко выходят за пределы 40 – 60 км/ч. Но для эстакады, на которой трамвай будет сам себе хозяин, даже такая скорость станет преимуществом перед остальным транспортом: нет ни светофоров, ни пробок. Однако есть у высокой скорости монорельсового транспорта и другая особенность – большая протяженность пути между остановками. По словам Ивана Сухомлина, начальника КП «Управление капитального строительства», остановки монорельсового трамвая придется располагать на расстоянии 800 – 1000 м друг от друга. А значит, он подойдет далеко не всем горожанам.
Современный? Неправильно считать данный вид транспорта ультрасовременным и особо перспективным. На самом деле аналогичный по принципу работы транспорт можно было внедрять еще в начале ХХ века! Действующему вуппертальскому монорельсу как раз около сотни лет. И скептики абсолютно правы, когда говорят о том, что если скоростной трамвай за сто лет не занял достойного места в мире транспорта, значит, тому есть причины. Наверное, не такой уж он перспективный.
Удобно? Безусловно. Но, скажем прямо, практически любой вид транспорта будет удобнее, чем маршрутки со «стоячими» местами. Необязательно для этого строить в городе футуристические эстакады. Достаточно разобраться с тем транспортом, который есть сейчас.
Присутствовавший на совещании Евгений Сокульский, начальник управления по вопросам внутренней политики Запорожского горисполкома, так и сказал: давайте, мол, для начала разберемся с маршрутками, которые «расплодились как тараканы». И его в этом поддержал… Владимир Кальцев, заверив, что в течение ближайших двух лет город перейдет с микроавтобусов на автобусы и троллейбусы. Возникает вопрос, а нужен ли будет тогда планируемый монорельс?
Вообще, обсуждение проекта монорельсового трамвая в Запорожье выглядит странно. Настораживает прыть, с которой городские власти ухватились за этот не до конца понятный, дискуссионный и не очень-то актуальный проект. Может лучше все-таки направить этот энтузиазм на принципиальное решение проблемы с уже имеющимся транспортом?
Монорельс в Европе только развлечение
Во всей Европе длинных монорельсовых трасс аж… четыре! В немецких Вуппертале, Дюссельдорфе, Дортмунде, а также в Москве. Причем подходящим для Запорожья примером может быть только Вупперталь. Протяженность – около 13 км, пассажиропоток – около 60 тысяч человек в сутки. Почти одинаковые по протяженности трассы (до 3 км) связывают: в Дюссельдорфе – аэропорт и ж/д станцию, в Дортмунде – несколько районов и студенческий городок. Собственно, только в Вуппертале монорельсовый трамвай стал полноправным членом городской транспортной сети! В Москве он существует вообще, видимо, просто так. Что подтверждает его суточный пассажиропоток – 12 тысяч человек (это для 12-миллионной столицы России!). В остальных случаях скоростной монорельсовый трамвай играет роль либо экскурсионного (зоопарки, заповедники и т. д.), либо вспомогательного (как в Дюссельдорфе) транспорта. Более того, изначально таким и задумывался! Согласитесь, наивно полагать, что в Запорожье вдруг все будет по-другому.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев