Вот поклонники творчества великого писателя Николая Гоголя и питерского режиссера Владимира Бортко и дождались премьеры нашумевшей картины «Тарас Бульба». Старт во всех кинотеатрах страны запланирован в аккурат на следующий день после дня рождения Николая Васильевича – 2 апреля. А пока о том, что осталось за кадром и чего никогда не увидит зритель.
Попыток экранизации повести великого классика мировой кинематограф знавал немало. Самая первая была еще в 1909-м, когда первопроходец российского кино Александр Дранков снял русский немой фильм «Тарас Бульба». Затем были и голливудская (с Юлом Бринером, «Великолепная семерка»), и немецкая, и французская, и английская и даже итальянская и чешская версии. Не давало покоя произведение и советским режиссерам, и – уже позже – российским и украинским современникам. Многие помнят, сколько мечтал увидеть в роли Бульбы своего друга Жерара Депардье наш Президент Виктор Ющенко.
Но пока Президент мечтал, россияне работали. Картину начал снимать знаменитый режиссер Владимир Бортко. Между прочим, киевлянин, хотя уже не один десяток лет живет в Санкт-Петербурге. Уж тот не сомневался, кто убедительнее всего исполнит главную роль: «Свой сценарий я посвятил памяти Александра Довженко, который мечтал экранизировать эту же повесть, – говорил тогда Владимир Владимирович. – Имя исполнителя главной роли для меня было известно заранее – это, разумеется, Богдан Сильвестрович Ступка».
География
Бортко сам корпел над сценарием, чтобы максимально следовать книге, помнится, на вопрос о сценаристах он даже гордо похвастался: «Это Николай Васильевич Гоголь. Собственной персоной!». С этой же целью съемки велись максимально приближенно к тем местам, где проходит действие в книге. Начинали непосредственно на острове Хортица в Запорожье. Там, под чутким руководством российского художника-постановщика Дмитрия Светозарова и украинского Сергея Якутовича возвели хутор Тараса. Группа работала в Киеве, Варшаве… Батальные сцены велись Каменец-Подольском и Хотине, где сохранились крепости тех времен. А в павильонах «Ленфильма» в Санкт-Петербурге соорудили 10 внутренних интерьеров – жилья Панночки, Тараса.
Вместо коня – квадроцикл
Изображая лихого полковника Тараса Бульбу, в фильме Богдану Ступке пришлось много и вплотную общаться с лошадьми. Но навсегда останется за кадром, что когда по сюжету атаман скачет галопом, актера на самом деле возили на квадроцикле (четырехколесный мотоцикл). Для этого над седлом транспортного средства сооружали еще одно седло, на уровне высоты крупа коня, накрывали попоной, устанавливали конное седло, на которое и садили народного артиста. А дальше все зависело от ловкости оператора, снимающего артиста средним и крупным планом, и никакого мошенничества!
Правда, в фильме есть места, где Тарас и галопом скачет, и общий план снят, и даже падает на скорости с лошади. Но во всех этих трюках не видно лица легендарного актера, а все потому, что его успешно заменил его дублер.
Бюджет
Картину «Тарас Бульба» постановочно-съемочная группа называла сверхсложной. Только общее число людей, задействованных в массовке, составляет 1000 человек. При сцене штурма крепости в Каменец-Подольском собрали 200 казаков. Говорили, что весь этот размах обошелся в 25 млн. долларов, но сам режиссер это опровергал: «Если бы! К сожалению, это не так. Я не имею права называть настоящую цифру». Впрочем, в съемочной группе поговаривали, что бюджет картины составил 17 млн. долларов, а что до 25, то это сумма с учетом рекламных затрат.
«Я бы хотел показать Бульбу в своей картине, прежде всего, думающим, – рассказывал «Сегодня» Владимир Владимирович. – Ведь многими он воспринимается как пьяница. Он импульсивный человек, это бесспорно. Но все явления в жизни он оценивает с той точки зрения, как бы поступил идеальный христианин и казак. Мы с Богданом Сильвестровичем пытались его сделать борцом за идею. А поскольку общее у трех народов – русского, украинского и белорусского – одинаковое, то, думаю, всем трем народам этот фильм будет интересен и близок».
Получилось ли это у режиссера, мы узнаем уже в начале апреля.
Алёна МЕДВЕДЕВА
Комментарии:
нет комментариев