Экономический кризис, одним махом обнаживший «прелести» общепринятой модели развития мировой экономики, все активнее подталкивает государства к идеям интеграции. Пока на западе Европы затягивают пояса в расчете на то, что «завтра будет лучше, чем вчера», на ее востоке вовсю идут объединительные процессы. Кое-кто уже успел окрестить их возвратом к СССР в миниатюрном варианте, но это так, на словах. Хотя, следует признать, примерно на равных движут «восточный экспресс» как экономическая, так и геополитическая составляющие.
С 1 января этого года вступил в действие Таможенный союз (ТС) России, Беларуси и Казахстана, который совместными усилиями эти государства разрабатывали в течение нескольких лет. Уже в июле 2010-го планируется упразднить таможенный контроль на границе РФ и Беларуси, а затем – на границе России и Казахстана. Основным моментом в этом договоре является пункт, согласно которому перемещение товаров внутри Таможенного союза будет считаться не экспортом, а взаимной торговлей. Соответственно, и ставки пошлины на ввозимую продукцию в этом случае будут гораздо ниже, чем раньше.
Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что Таможенный союз является конкретным шагом в рамках движения к Единому экономическому пространству, необходимость существования которого начали декларировать с добрый десяток лет назад. Если помните, активно зазывали в этот проект и Украину, но она не согласилась с выдвигаемыми условиями. А именно: чтобы каждая страна-участник ЕЭП в таможенной комиссии имела долю, соразмерную со своим собственным ВВП. Россия при таком раскладе получала более 2/3 голосов, официальный Киев это никак не устраивало, а без Украины основная суть ЕЭП терялась сразу.
В общем, подумав-погадав, РФ решила дать старт процессу с другой стороны. Белорусы и казахи оказались сговорчивее, даже несмотря на то, что условия заключения Таможенного союза явно играют на руку Москве. Во-первых, Россия получила большинство голосов в комиссии по таможенным сборам и может единолично контролировать все перемещения средств внутри ТС. Во-вторых, будет иметь около 90% (!) прибыли от импортных таможенных пошлин, которые будут собираться в рамках ТС – якобы на основе пропорции потребительских рынков трех стран-участниц договора. А в-третьих, Казахстан и Беларусь по большинству товарных позиций должны будут привести свои ставки импортной пошлины в соответствие с российскими, чтобы «вписаться» в общую картину Таможенного союза. С другой стороны, шли бы на это партнеры РФ, если такого рода интеграция им экономически невыгодна? Конечно, нет: просчитав все плюсы и минусы, ударили по рукам. Значит, верят в перспективу и долгосрочность отношений.
Украина в этом плане более взыскательна – о роли «второго плана» и речи быть не может, минимум – равноценное партнерство. Но кто ж его нам предложит? Евросоюз уж не знает как от нас, назойливых, избавиться, Россия – та на паритетные условия никогда не пойдет.
Разумеется, сулят нашей стране при вступлении в ТС всяческие блага, и в первую очередь – касательно поставок газа и нефти в Украину. Мол, РФ не сможет взимать за энергоресурсы экспортную пошлину, а в противном случае имеет полное право драть три шкуры, как с Европы. Обещают также значительный рост ВВП в нашем государстве, еще более углубленную кооперацию производства и так далее. Предложения, прямо скажем, заманчивые, но стоит ли нам соглашаться на эдакое шило в мешке?
К тому же, по оценкам участников рынка, повышение таможенных пошлин на импорт в Россию по украинским компаниям сильно не ударит. В частности, наиболее существенный рост таможенной пошлины произойдет на мясо крупного рогатого скота – с 30% до 50% от таможенной стоимости продукции. Кроме того, с 20% до 25% планируется повысить цену на импортные колбасные изделия. Впрочем, экспорт этого украинского товара в Россию, Казахстан и Беларусь очень невелик, поэтому опасаться нечего. Хуже могут обстоят дела с металлургической продукцией: РФ может пересмотреть квоты в сторону сокращения, что уже довольно давно лоббируют российские сталевары. Но и этот момент, думаю, Украина переживет. Отказываться от экономического сотрудничества с кем бы то ни было сегодня – слишком роскошный и непозволительный жест для любого государства. Однако при этом речь идет, в основном, о равноправном и взаимовыгодном партнерстве, в котором все стороны пребывают в равных или почти равных условиях. Увы, но вариант с присоединением к Таможенному союзу для Украины в этом отношении неприемлем.
Максим КОРОБЕЦ
Комментарии:
нет комментариев