misto.zp.ua

Сын Ахиллеса из Бердянска

Сын Ахиллеса из Бердянска

Порой журналисты сравнивают героев своих публикаций с мифическими персонажами. Но в данном случае никакое сравнение мне не понадобится: я расскажу о реальном человеке, родившемся в семье бердянского грека по имени Ахиллес. Полностью его имя-отчество-фамилия звучат весьма эффектно: Георгий Ахиллесович Аргиропуло. И плеск волн Азовского моря улавливается, и шепот столетий за этой фамилией слышится… Мне, по крайней мере. А в 2018 году греки Москвы издали книгу именно под таким названием: «Георгий Ахиллесович Аргиропуло». Тираж ее весьма скромный – 250 экземпляров. Однако я ее раздобыл. Ей и буду пользоваться, рассказывая о сыне Ахиллеса из города Бердянска.

Георгий Аргиропуло, педагог, театральный артист, фотохудожник, автор книг «Фотографии из старого альбома» и «Увидеть время», а также сотрудник Института этнографии и антропологии Академии наук, родился 11 апреля 1911 года. Его родителями были трапезундский грек Ахиллес Федорович [Трапезунд – город в Турции] и местная жительница по имени Мария Аркадьевна. «Сохранились две-три маминых фотографии, — вспоминал Григорий Ахиллесович, — где она изображена в роскошных платьях, необыкновенных шляпах, украшенных искусственными цветами или птичьими перьями». И далее он добавил: «Из семейной истории знаю, что у мамы не было возможности иметь такой гардероб. Очевидно, это все принадлежало фотографу». А вот история из детства, связанная с тем, как фотография… спасла жизнь семьи бердянских греков: «У папы был брат Илья, который после Японской война не вернулся домой, а его сундучок стоял на чердаке нашего дома. Так он, забытый годами, стоял до события, о мотором я хочу рассказать.  В гражданскую войну в Приазовье часто менялась власть, и вновь пришедшие обязательно проводили тщательные обыски. И однажды солдаты обратили внимание на этот сундучок дяди Илюши. Когда была сорвана крышка, все увидели плотницкие инструменты, а когда их выбросили из сундучка, пошли фотоснимки. В большинстве это были крупные групповые фотографии, наклеенные на картонные паспарту. Обыскивающие на снимках ничего криминального не обнаружили, им изрядно надоело рассматривать фотографии, и они прекратили обыск, а, спустившись с чердака, ушли из нашего дома. Теперь мама решила досмотреть «дядино наследство». Когда была поднята еще одна фотография — только одна, мама, побледнев, захлопнула крышку: под этой фотографией лежал револьвер. По тем временам за такое полагался безоговорочный расстрел на месте. Спрятав находку, мама унесла ее к морю и осторожно, чтобы никто не видел, опустила в воду. Так фотография, хотя и косвенно, спасла жизнь нашего семейства».

Мама Георгия умерла очень рано — от тифа, и его воспитанием занялась бабушка Лиза. А после ее смерти мальчишке пришлось самому добираться из Приазовья до Сочи, где находилась воинская часть отца, призванного – после начала Первой мировой, в армию. Оказалось, отец пребывает в дружеских отношениях с медсестрой одного из сочинских санаториев — гречанкой Екатериной Колпакчи. Ей он и отдал сына на воспитание. А через несколько лет Екатерина стала супругой Ахиллеса и матерью Георгия. Больше детей у них не было.

В начале лета 1925 года, узнал я далее из биографии сына Ахиллеса, в Сочи отдыхала школа-интернат наркомата здравоохранения. Георгий подружился с интернатовцами и их педагогами, и те взяли его с собой в Москву. И там, после окончания школы, где Георгий пристрастился к фотографии, он пошел учиться в педагогический техникум, а, закончив его и отработав по специальности три года, поступил… в театральное училище. И блестяще закончил его! Работал в Колхозном театре, затем в Московском театре для детей, ездил по стране, встречаясь с интересными людьми. И много-много снимал. Его снимки нравились, их стали печать в газетах. А в 1939 году Георгий закончил годичные курсы при фотохронике ТАСС и был оставлен в группе нештатных фотокорреспондентов.

В 1941 году, к 30-летию со дня рождения бердянца, были поданы документы на присвоение ему звания Заслуженного артиста РСФСР. Однако война с немцами перечеркнула все мирные планы. Григорий идет в военкомат и просит направить его на фронт. И получает отказ: греков, ответили ему, не берем. Кстати, Георгий Ахиллесович оставил шокирующие воспоминания об эвакуации москвичей в октябре 1941 года: «Застава Ильича. Отсюда начинается шоссе Энтузиастов. По площади летают листы и обрывки бумаги, мусор, пахнет гарью. Какие-то люди то там, то здесь останавливают направляющиеся к шоссе автомашины. Стаскивают ехавших, бьют их, сбрасывают вещи, расшвыривая их по земле. Раздаются возгласы: «Бей евреев!» Вот появилась очередная автомашина. В кузове, на пачках документов, сидит сухощавый старик, рядом красивая девушка. Старика вытаскивают из кузова, бьют по лицу, оно в крови. Девушка заслоняет старика. Кричит, что он не еврей, что они везут документы. Толпа непреклонна. Никогда я бы не поверил такому рассказу, если бы не видел этого сам. У нас в школе были тоже евреи, но я не помню явных, открытых примеров антисемитизма. Были небольшие насмешки, скорее шутливые, но не больше. Вот почему эта дикая расправа с евреями, да и не только с ними, 16 октября 1941 года, так меня потрясла». Только летом 1944 года Георгий попадает во фронтовой театр – в Белорусский драматический; работает актером и корреспондентом, снабжая снимками местные газеты.

После войны, в 1949 году, артист срочно выезжает в Сочи: идет борьба с космополитизмом и его родителям предлагают выехать из города. Их не депортировали только потому, что на фотографии 30-х годов мама Георгия, как лучшая медсестра, была запечатлена рядом со Сталиным. Отец, не выдержав этих испытаний, умер на руках сына. Георгий привозит маму в Москву, где сам живет в коммуналке, но прописать ее к себе долго не удается, и он гуляет с ней по ночам по городу. И в его жизнь вновь вмешивается фотография: его приглашают в археолого-этнографическую экспедицию Института этнографии и антропологии в качестве… фотографа. И в продолжение тридцати лет он работает в Институте. Побывал на Кавказе, много раз – в Средней Азии, привез с собой массу – чемоданы, фотографий, которые потом войдут в его книги. И в книгу о нем самом. «Романтика жизни в палатках среди высоких барханов, — рассказывал он, — полностью захватила меня. Я любил оставаться с пустыней один на один, особенно вечером. Это было удивительно: стоило отойти за высокий бархан, и ты остаешься наедине со Вселенной. Начинаешь чувствовать Время. Бездонное небо и особая тишина настраивают на размышления. Для меня это были минуты, когда я был один, но… не одинок. Я ложился на бархан и слушал неземную музыку. Трудно даже определить, сколько это длилось: мгновение или вечность». Потрясающе точно сказано! Мне, к слову, тоже свойственно проводить время наедине с самим собой и… Вселенной. Бродить, например, по ночным, тихим и пустым, улицам города. Это не одиночество, это именно уединение. В таких прогулках в темноте, что удивительно, светлые мысли приходят в голову.

Последние годы Георгий Ахиллесович жил один: его дочь умерла в десятилетнем возрасте, затем умерла жена. Мечтавший об отдельной квартире и, наконец, переехав в нее, он с грустью вспоминал о коммуналке: несмотря на разные отношения с соседями, там было больше общения. Его знали, о нем сделали несколько передач по ТВ, но ему этого было мало: он, артист, привык быть среди людей. Георгий Ахиллесович скончался в марте 1998 года совсем немного не дожив до своего 87-летия. Похоронили его на Ваганьковском кладбище. «Все виды съемки хороши и интересны, — говорил он о своем увлечении фотографией, — но больше всего я люблю снимать людей, постигать их внутренний мир, в котором отражен характер народа, его образ жизни, быт». И еще: «Умение наблюдать – необходимое качество фотографа, позволило мне сделать большую галерею портретов. Я стараюсь разговаривать с людьми языком фотографического искусства. Время ждет человека с фотоаппаратом!» На что я обратил внимание, рассматривая портреты, сделанные Георгием Ахиллесовичем: изображенные на них люди почти не улыбаются. А если улыбаются, их улыбка, скорее, вынужденная – из вежливости к фотографу. А вот животных ему удавалось снимать так, что фото обязательно вызывают улыбку.

*

В предлагаемой вниманию читателей подборке – снимки сына Ахиллеса из Бердянска и его собственные разножанровые фото, которые я нашел в открытых Интернет-источниках.

Анна Павловна

Вкусно!

Воспоминания из детства

 

В Крыму в июне, Феодосия

 

Нежность

Осень в горах

Пески, снимок с самолета

Посвящается Шукшину

Серьги

Соседка

Ты кто?

Старая мечеть

 

Усталость

Археологическая экспедиция в Хорезме, 50-е годы, Георгий Аргиропуло во втором ряду в центре
Поэт и драматург Михаил Светлов с артистами Центрального детского театра [сейчас – академический Молодежный театр] после спектакля: Георгий Аргиропуло, крайний слева, Заслуженный артист РСФСР Зиновий Сажин и Александра Кудрявцева

 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |