Имя Святителя Луки, великого подвижника Русской Православной Церкви XX века, известно ныне всему миру. В православной Греции, например, его почитают так же широко, как и на родине. И это не случайно: его молитвенное предстательство пред Господом так же горячо и могуче, как и земные его подвиги в качестве милосердного врача и мужественного епископа церкви.
Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. В юности учился в Киеве: сначала окончил художественно училище, а затем и медицинский факультет Киевского университета. После чего отправился хирургом-добровольцем на русско-японскую войну. Потом работал земским врачом в Переяславле-Залесском. Ему не было еще и сорока, когда вышла его первая монография «Региональная анестезия», за которую он удостаивается степени доктора медицины.
С 1917 года по 1923-й он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет. В 1919 году от туберкулеза умирает жена Валентина Феликсовича – Анна, оставив ему четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.
Тернистой дорогой истины
Смерть супруги стала поворотной точкой в судьбе Войно-Ясенецкого. В 1921 году профессор принимает решение стать священником. Продолжая оперировать больных и читать лекции студентам, он постригается в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки. В 1923 году Валентин Феликсович принимает сан епископа и возглавляет полуразгромленную к тому времени Среднеазиатскую епархию. И продолжает лечить людей. Разумеется, новые хозяева жизни не могли оставить о. Луку в покое. Обвинив его в «связях с оренбургскими контрреволюционерами и шпионаже в пользу англичан через турецкую границу», епископа, как политического преступника, отправляют в Москву. Скорбь народа о предстоящем расставании с любимым архипастырем была так велика, что верующие ложились на рельсы, чтобы не дать увезти своего Владыку. Из Москвы его определили сначала в ссылку в Енисейск, потом в деревню Плахино, что в 230 км от Северного полярного круга, и, наконец, в Туруханск. Он живет в нечеловеческих условиях. И тем не менее продолжает делать операции (самодельными инструментами, в тесной, слабо освещенной избе), выхаживает тяжелобольных.
Через время епископ Лука возвращается в Ташкент. Авторитет репрессированного архиерея так сильно раздражал чиновников, что они были рады любому поводу, чтобы снова упрятать его за решетку. Такой повод вскоре представился. 6 мая 1930 года Владыку арестовывают по делу о смерти профессора-физиолога Ивана Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. И хотя дело было явно шито белыми нитками, епископа Луку снова отправили в ссылку. Теперь в Архангельск. Там он не только продолжает трудиться, но и разрабатывает новый научный метод лечения гнойных ран, который уже позднее, в годы войны, спас жизни тысяч советских солдат. Потом за этот труд ему будет вручена Сталинская премия I степени (он передаст ее полностью в помощь сиротам – жертвам фашизма), но это будет еще не скоро…
А пока талантливого хирурга везут под конвоем из Архангельска в Ленинград, где с ним беседует «лично товарищ Киров» – уговаривает обменять сан священнослужителя на должность директора института. Но епископ Лука не пожелал свернуть с избранного им пути истинного спасения.
В конце 1933 года святитель вернулся из ссылки в Москву. В следующем году вышел в свет его главный научный труд – «Очерки гнойной хирургии», который и поныне является авторитетнейшим учебником для будущих врачей-хирургов. Но подступала новая волна массовых репрессий – начинался 1937 год (в этом же году епископу Луке исполнилось 60 лет). И снова арест и обвинение в контрреволюционной деятельности. Из камеры епископа Луку этапировали в третью по счету ссылку, в Красноярский край, сроком на пять лет.
Но началась Великая Отечественная война, и ссыльный архиерей снова понадобился: его назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Проверяющие только дивились неизменно блестящим результатам лечения в доверенных ему учреждениях.
Крым
В 1946 году Войно-Ясенецкий становится архиепископом Симферопольским и Крымским. Он вернулся на родину, где продолжил врачевать и души, и тела. Великий гуманист, хирург, отец Лука никогда не вел счет своим операциям. Но по тому, сколько людей обращались к нему за помощью на протяжении всей его жизни, предполагается, что счет идет на сотни тысяч.
В последние годы жизни Владыка Лука ослеп. Но с еще большей силой зазвучали в храмах его проповеди.
Святитель Лука – архиепископ Симферопольский и Крымский отошел в вечность 11 июня 1961 года, в День памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Несмотря на запрет, тысячи людей пришли проводить в последний путь своего архиерея. Три километра они несли на руках своего Владыку, до самого кладбища. Весь путь был усыпан розами.
22 ноября 1995 года Определением Священного Синода Украинской Православной церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года состоялось торжественное перенесение честных останков святителя с кладбища у храма Всех Святых, где Владыка был погребен в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Симферополя.
И после смерти святитель Лука продолжает делать добро, лечить и исцелять телесные и духовные недуги. Существует великое множество свидетельств самых разных людей о чудесных исцелениях, которые происходили по молитвам святого как при его жизни, так и после смерти.

























«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Комментарии:
нет комментариев