С наступлением экономического кризиса проблемы появились у всех производственников “от мала до велика”. Если большие промкомбинаты имеют возможность заявить о себе, пролоббировать какую-то реальную помощь, что они успешно и сделали, то мелкие и даже средние предприятия лишены таких ресурсов помощи. Однако и на них трудится довольно приличное количество людей, так что специалисты начали искать и предлагать пути поддержки этого сегмента экономики города. Одним из направлений поддержки местного товаропроизводителя является закупка продукции. О потребительском патриотизме “ЗС” писала в ноябре прошлого года.
Суть его проста – покупать запорожские товары, в этом случае деньги будут оставаться на местах, а значит, бюджет получит такие необходимые дополнительные средства. В то же время предприятия смогут лучше функционировать, а значит, наши люди будут иметь работу и смогут получать зарплату.
– Покупательский патриотизм действительно реальная помощь для бюджета, – убеждена заместитель городского головы Запорожья, начальник финансового управления Валентина МАЛЫШ. – Ведь предприятия смогут больше зарабатывать, а значит, платить зарплату, что означает уплату подоходного налога, который составляет львиную долю городского бюджета.
Рецепт прост и легко реализуем, однако неделю назад “ЗС” решила проверить наличие запорожских товаров в местных торговых сетях. Как показал рейд, нашего-то на прилавках не так и много. Да, нет своего молокозавода, нет большого производства мясных изделий, но даже то, что Запорожье выпускает, в крупных супермаркетах практически отсутствует.
Почему же так происходит, а также, какие еще проблемы мучают местных производителей, мы решили узнать у них самих.
Сразу скажем, представители супермаркетов, к которым газета обращалась, от каких-либо конкретных комментариев по данной теме отказались. Заявив, что “договоры на предоставление своих площадей у них типовые и кто хочет работать с ними, тот работает”.
В Запорожье игнорируют запорожское
Иного мнения придерживается директор производственно-животноводческого комплекса ОАО “Запорожсталь” Евгений МИНЯЙЛО. По его словам, условия, на которых супер- и гипермаркеты согласны брать продукцию, просто “драконовские”.
– Мы несколько раз пытались попасть на прилавки в большие торговые точки города, но все тщетно. Судите сами, – продолжает Евгений Николаевич, – только за вход нашего товара надо заплатить 8 тысяч гривен плюс 300 гривен за каждое наименование продукции. Учитывая, что ассортимент у нас большой, это приличная сумма. Плюс к тому, есть еще и отсрочка платежа на 45 банковских дней, то есть мы не получаем в нужный срок свои заработанные деньги, а с оборотными средствами сейчас и так туго. Еще один проблемный вопрос – возврат продукции. Мы выпускаем только качественный товар на натуральном сырье согласно существующим ГОСТам, а потому срок реализации у нас намного меньше, чем у других. Куда нам девать то, что не продал магазин? Мы же не перерабатываем снова, как это делают многие сегодня в Украине. Потому-то, кстати, и можно встретить, казалось бы, нонсенс, что цена мяса 35–40 гривен, а килограмм сосисок стоит 12–15 гривен.
Что касается других проблем, то, по словам Евгения Миняйло, одна из основных – нехватка поголовья как свиней, так и крупного рогатого скота, а потому сегодня идет большое удорожание сырья, а это влияет на себестоимость продукции. Было бы хорошо, если бы власть реально поддержала программу развития животноводческого комплекса, а то ведь в регионе порядка 25 тысяч голов потенциальной говядины, а это очень мало.
Никаких отношений с супермаркетами нет и у Запорожской кондитерской фабрики, говорит заместитель коммерческого директора предприятия Юрий ПРОКОФЬЕВ.
– С ними очень тяжело работать ввиду того, что много хотят денег за размещение нашей продукции и предлагают невыгодные условия, – продолжает представитель кондитерской фабрики. – Сегодня нашу продукцию можно встретить только в одной большой торговой точке. Хотя с наступлением проблем в экономике страны спрос на нашу продукцию не упал, однако все равно сегодня мы поставлены в условия фактического выживания. Причем власти только следят за этим процессом, но никак не помогают нам выжить. О чем можно говорить, если даже в родном Запорожье нормально прорекламировать свою продукцию мы особо не можем ввиду заоблачных цен на размещение бил-бордов и т.д.
Кредит бы спас, да где ж его взять?!
Проблема местного товаропроизводителя кроется не только в нежелании представителей крупной торговли брать наши товары, считает глава наблюдательного совета ОАО “ПТФ “Селена” Юрий РУЖИН.
– Сами производители сегодня в большом кризисе. Вся причина в том, что нас многие годы приучали работать в русле кредитно-банковской системы, то есть пользоваться кредитом, не бояться этого и развиваться. И вот теперь, когда “благодаря” неумелой политике Нацбанка эта финансовая политика фактически разрушена, именно малый и средний бизнес несет большие потери. Кто сегодня может взять кредит? Только те предприятия, которые входят в финансово-промышленные группы, имеющие свои банки. Все остальные не могут работать, так как нет оборотных средств. Т.е., в общем, выживают, кто как может. Среди производителей страдают, прежде всего, небольшие предприятия, которым не хватает свободных средств, чтобы осуществлять предоплату за сырье. Например, в марте-апреле “Селене” нужно будет закупать большую партию тканей. Раньше мы привлекали для этого кредитные средства, а сейчас вынуждены искать другие пути. Мы, конечно, решим этот вопрос, а другое, менее сильное предприятие, может и не найти средства. Это значит, что нет ни выпуска продукции, ни зарплаты. И ведь таких примеров десятки только по Запорожью.
Что касается отношений с супермаркетами, то, по словам Юрия Ружина, они, как и у большинства запорожских производителей, не складываются и у “Селены”.
– Выставляемые финансовые условия нас не устраивают, – говорит бизнесмен. – Ведь нужно заплатить кругленькую сумму за право просто выставить товар, с которым никто не работает. Деньги перечисляют довольно долго. Плюс требуют скидку и не берут на себя никаких гарантий по продажам. Если честно, то меня эта система просто удивляет. Ведь мы производим не только на отечественный рынок, но и за рубеж. Так вот там те же мировые торговые бренды, присутствующие и у нас в городе, такие, например, как гипермаркет “Метро”, с радостью берут нашу одежду, причем по предоплате.
Супермаркетам никто не указ
Неужели мы не вправе навести порядок в процессе реализации своих же товаров? С этим вопросом “ЗС” обратилась к начальнику управления развития предпринимательства, торговли и услуг горсовета Николаю ПЕТРОВУ.
– Проблемы представленности продукции местных товаропроизводителей в региональных торговых сетях и урегулирование иных противоречий между торговым сообществом и производителями уже давно требуют какого-то логического разрешения. Однако же, признавая эту давно известную проблему, решить ее законно никто не в состоянии. Нет понятия “местный производитель”, есть только “отечественный” и “импортный”. Супермаркеты – это обычные субъекты хозяйственной деятельности, в жизнь которых мы не вправе вмешиваться. Так что в этом процессе помочь нашим запорожским предприятиям никто не сможет.
Сами себя выручаем
Проблема “бюджетного заказа” обсуждается в деловых кругах уже давно. Действительно, ведь если бюджет все равно тратит большие средства на закупку самых разнообразных товаров, то, конечно, было бы хорошо, если бы эти деньги оставались у своих, местных предприятий, производящих такую продукцию. Однако у этой медали есть и обратная сторона: тратить бюджетные деньги следует экономно, выбирая продукцию лучшего качества по наименьшей цене, – говорит заместитель городского головы Запорожья, начальник финансового управления Валентина МАЛЫШ. – Это подразумевает конкурсный принцип организации госзакупок, который, кстати, закреплен законодательно. Согласно установленному порядку все закупки продукции для госнужд проводятся в форме тендеров, а выбираться в любом случае должен поставщик, предложивший лучшие условия, независимо от его “прописки”.
Как видим, судьба утопающих вновь только в их руках, ведь реальной помощи ждать не от кого, ну, разве только народ запорожский начнет массово скупать “наше”. А, между тем, делать что-то в направлении поддержки своего производителя надо, иначе мы скоро окажемся в ситуации, когда даже элементарные товары будут иметь иногороднюю прописку. Ведь уже даже хлеб к нам везут не только из соседнего Днепропетровска, но и из Полтавы, а это почти 300 километров…
Роман ПРЯДУН
Комментарии:
нет комментариев