Ипатия Александрийская: феминистка древности
Кто сказал, что движение женщин за равные права началось в XIX веке? Кто кричит, будто феминизм – достижение новейшей истории? Все это – неправда! Первой феминисткой, несомненно, была Ипатия Александрийская.
Философ в платье
Самым сильным потрясением для юной Ипатии стало зрелище горящей Александрийской библиотеки. С тех пор религиозный фанатизм стал ненавистен ученице выдающихся мыслителей – Платона и Аристотеля. В двадцать с небольшим Ипатии предложили возглавить философскую кафедру, а это значило, что образованием, блеском ума и таланта девушка затмила всех соперников-мужчин.
Впрочем, в эпоху Античности никого такой судьбой было не удивить – тогда женщина была равна в правах с мужчиной, и лишь с приходом христианства стала терять высокий статус. Тут-то и выяснилось, что женщина – «сосуд зла», который нужен лишь для того, чтобы ублажать мужчин, а от власти и науки держать его необходимо подальше.
Многие противились новой религии. Ипатия была в числе неугомонных борцов, чем раздражала христианских моралистов.
Роковым в ее судьбе стал 412 год: тогда место на александрийском патриаршем престоле занял Кирилл. Этот властолюбивый человек не привык выбирать средства на пути к цели. Ему было мало того, что влияние александрийского патриарха в церковных делах было абсолютно непререкаемым. Ему нужно было добиться власти над светским правителем Египта, а сделать это можно было лишь одним способом: превратив Александрию в христианский город.
Жертвы власти
Кирилл Александрийский был фанатичным воином христианской церкви, а Ипатия оказалась самым ненавистным его врагом. Ее обожали ученики, пред ней трепетали простые граждане. А его ненавидели даже те, кто состоял у него на службе. «За что меня так не любит чернь? – часто рассуждал он. – За призывы к добродетели? За публичное осуждение язычества?» Да, он проклинал нечестивых язычников. Но ведь это для их же блага! И призывал бедноту расправляться с каждым, кто отрицает Иисуса. Но ведь это праведная борьба.
А толпа в Александрии была взрывоопасной, как, впрочем, любая толпа. Кирилл вовремя бросил спичку в этот огнеопасный сброд. И полилась кровь. А власть смотрела на злодеяния сквозь пальцы: константинопольский двор был глух к жалобам обиженных язычников, более того – поощрял к произволу воинствующих христиан.
Месть черни
Между тем в городе свирепствовали параволаны – отъявленные головорезы, состоявшие на службе у александрийского патриарха. Это была его вооруженная свита, имевшая право на любые расправы над язычниками. Вот этим поборникам христианской любви и поручено было расправиться с «погрязшей в грехах и ереси» Ипатией.
Это случилось в марте 415 года. Она возвращалась домой поздно вечером, сама правила повозкой. Когда навстречу двинулась толпа религиозных фанатиков, Ипатия почти не испугалась и обратилась к ним с миролюбивой речью. Но убийцы выволокли ее из повозки и за волосы потащили к церкви. Там ее долго избивали.
Ипатия была уже мертва, когда ее предали распространенной в то время страшной казни: острыми устричными ракушками и черепками ее разорвали на куски, которые разбросали по городу. Так восторжествовала христианская добродетель над античной дикостью.
Комментарии:
нет комментариев