Есть два параллельных процесса, связанных со строительством мостовых переходов через Днепр в Запорожье. Первый – собственно работы на объекте, второй – обещания и планы по возведению объекта. И крайне редко два эти процесса хоть как-то были связаны друг с другом. Это в разы замедлило ход работ и в сравнении с начальным планом, и в сравнении с подобными и даже более сложными объектами, возводимыми в разных уголках мира.
На аппаратном совещании в Запорожской облгосадминистрации Сергей Ткаченко, начальник областной службы автодорог, подтвердил, что первая очередь запорожских мостов (то есть еще не весь объект) планируют сдать в эксплуатацию в октябре 2014 года, в первый юбилей «стройки века» - на десятилетие начала строительства новых мостовых переходов через Днепр.
«История болезни»
История строительства новых запорожских мостов берет свое начало на стыке веков: в 1990-х (когда всерьез занялись поиском инвесторов) и в так называемых «нулевых», 2000-х годах (когда был заложен первый камень). Вообще же, планы по возведению этих объектов составлялись и в 70-х, и в 80-х. Но в тот период предпочитали долго «запрягать» (просчитывая востребованность, выгоды), зато быстро «ехать». В 2000-х же со стартом строительства долго не тянули, зато собственно сама стройка в наше время превратилась в один из наиболее печально известных «долгостроев» страны.
Вспомним «историю болезни» нашего железобетонного «пациента».
В 2002 году тогдашний президент Украины Леонид Кучма, вернувшись из очередной рабочей поездки в Запорожье, дал отмашку на финансирование возведения мостов в нашем городе. И парламент президента поддержал. К тому времени уже имелись определенные проектные наработки, техническая документация, сохранившаяся еще с 98-99-го годов, когда к запорожской стройке хотели привлечь иностранного инвестора.
Поэтому процесс пошел относительно быстро – и уже весной 2003-го была утверждена смета работ – 1,76 млрд грн.
На старт работ и на оставшееся полугодие 2003-го планировали выделить 14 млн грн. Немного. Но выделено было и того меньше – около 10 млн грн. Тогда это не особенно беспокоило запорожцев: «Первый блин комом, но главное, что все сдвинулось с мертвой точки»… И зря это не обеспокоило горожан. Впоследствии мостостроители снова и снова недосчитывались обещанных сумм, но речь шла уже не о паре миллионов, а о десятках и сотнях миллионов.
2004-й год стал первым (но, увы, не последним) годом, в котором пустые разговоры вокруг строительной площадки велись куда активнее реальной работы. Дважды за этот год в Запорожье побывал тогда еще премьер-министр Виктор Янукович. И это неудивительно – то был год президентских выборов. Неудивительны и щедрые обещания кандидата-чиновника региону. В конце концов, эти обещания вылились в увеличение сметы строительства – до 1 млрд 900 млн. Правда, реальные суммы, полученные подрядчиками в 2004-м, снова были весьма скромны – что-то около 80 млн грн.
В 2005-м ситуация повторилась. Заложили в бюджет 80 млн грн – на строительство передали на 10 млн грн меньше. При этом в главном финансовом документе страны эта сумма появилась только к середине года – сам бюджет по причине прошедшей Оранжевой революции утрясали долго, да и в первоначальном варианте о нашей «стройке века» речь почему-то не шла. Поэтому и итоговые 71 млн грн тоже были в радость. Правда, для выполнения плана строителям не хватило бы и этих средств – нужно было, как минимум, вдвое больше. То есть уже в 2005-м было понятно, что строительство мостов через Днепр затянется.
К плановым показателям финансирования удалось приблизиться в 2006-2008 годах. Суммарно на строительство за эти три года было предусмотрено 800 млн грн, получено и освоено – 700 млн грн.
«Мутная вода» под мостом
Экономический кризис взятый темп сбил: с 2009-го по 2011-й мостостроители получали в среднем по 120 млн грн за год. Тогда как правительство (и снова кандидаты в президенты) обещали все большие суммы – счет «виртуального» финансирования перевалил за отметку в 1 млрд грн в год.
В этот же период вокруг «стройки века» начали происходить события, которые явно не внушали особого оптимизма. Во-первых, в этот период активизировались компании-производители металлоконструкций, с которыми работали украинские мостостроители – пошли иски в суд за задержки в оплатах заказов.
В этот же период, якобы спасаясь от временных трудностей, подрядчик получил в коммерческом банке кредит на полмиллиарда гривен. Впечатляет (и вызывает определенные подозрения) процент по кредиту – 23% годовых! Ставка, неподъемная практически для любой законопослушной компании, тем более – строительной!
В 2010 году была утверждена 4-я «редакция» сметы строительства, в которой итоговая стоимость работ была поднята аж до 5 млрд грн, а сроки работ продлены до 2012 года. Тогда же Кабмин разрешил мостостроителям брать кредиты под государственные гарантии.
Забегая вперед, скажем, что в 2012 году Коллегия Счетной палаты заявила, что на главной стройке Запорожья в 2010-2011 годах были неэффективно потрачены более 116 млн грн! И это при том, что между Киевом и Запорожьем в те годы уже было установлено практически полное политическое «бело-синее» взаимопонимание.
В 2012 году на мосты впервые выделили серьезную сумму – больше 700 млн грн. Это позволило, как утверждал губернатор Александр Пеклушенко, даже идти с опережением графиков работ. Правда, и это не помогло закончить в 2012 году так называемую первую очередь работ.
На сегодняшний день стройка №1 Запорожья находится явно в подвешенном состоянии. И в очередные обещания завершить первую очередь строительства (теперь – в 2014 году) верится только по одной причине – президент не откажет себе в удовольствии перерезать красную ленточку за несколько месяцев до президентских выборов…
Все познается в сравнении
Но, может быть, горожане не правы? И новые мосты через Днепр действительно должны возводиться так долго, а стоить так дорого?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы хотели бы рассказать вам о других мостах со всего мира, которые в чем-то похожи на нашу «стройку века»: то ли временем закладки «первого камня», то ли конструкцией, то ли финансированием… Может быть, наши темпы строительства не так уж плохи?
Южный мост в Риге начали строить, как и запорожские мосты, в 2004 году. Проект был также насущным (на этом месте мост планировали строить еще 70 лет назад!). Интересно, что этот мост называют чуть ли не самой коррупционной стройкой страны – здесь контролирующие органы установили растраты на сумму, эквивалентную аж 400 млн грн! И здесь, как и в нашем случае, смета возросла в 5 раз. Но есть одно важное отличие! В 2008 году была торжественно открыта первая очередь строительства – можно сказать, сам мост: по три автомобильные полосы в каждом направлении, пешеходные и велосипедные дорожки. В 2008-м! К 2010-му была завершена и вторая очередь объекта – строительство дорожной развязки.
В Казани в 2004 году начали строительство моста «Миллениум» (полная длина перехода – около 1,5 км). А первый транспорт двинулся по нему… уже в следующем году! Да-да, в 2005-м была сдана в эксплуатацию первая очередь моста. В 2007-м мост был открыт для движения полностью! И всё это за 3,4 млрд рублей, то есть меньше чем за 1 млрд грн.
Мост через залив Ханчжоувань в Китае вообще должен не давать спокойно спать отечественным мостостроителям и представителям власти уже долгие годы. С одной стороны, надо признать, что проект этот обошелся китайцам значительно дороже, чем нам обходятся (пока что!) оба моста через Днепр – выложили за него более 10 млрд грн. Но, во-первых, данный мост «перебросили» через залив шириной 36 км (!). А во-вторых, скорость постройки ошеломляет: начав строительство в 2003-м и имея планы завершения строительства к 2010-му, уже в 2007-м инженеры спокойно проводили испытания на построенном мосту! И с уверенностью в надежности открыли его для движения в 2008-м – за два года до утвержденного термина.
В год начала строительства запорожских мостов во Франции торжественно открывали виадук Мийо – уникальное сооружение, побившее несколько рекордов. Этот мост необходимо было построить над рекой, текущей в ущелье с высокими крутыми склонами, поднимавшимися над уровнем реки более чем на 200 м. В результате, в самой высокой точке пролет моста возвышается на 270 м (рекорд первый), а опоры достигают в высоту 220 м и 250 м (рекорд второй)! Географические и геологические условия считались сверхсложными – поэтому на строительство французам понадобилось… «аж» 4 года!
В полтора раза превышает «промежуточную» смету запорожских мостов итоговая стоимость возведения Русского моста на Дальнем Востоке – 8 млрд грн. Его общая длина – 3,1 км, но строители уложились в 4 года (с 2008-го по 2012-й). Несмотря на «специфические» климатические условия региона и работу фактически на берегу океана.
Справка «УЗ»
Строительство запорожских мостов началось в 2004 году, а сдача в эксплуатацию изначально была намечена на осень 2009 года. Согласно проекту общая протяженность магистрали через реки Днепр и Старый Днепр в Запорожье – более 15 км, протяженность мостов: арочного – 260 м, вантового – 340 м. Количество полос движения – 6, их ширина – 3,75 м, ширина разделительной полосы – 4 м. Расчетная скорость движения – 80 км в час. При расчетной выдержке и интенсивности коррозии мостовых элементов в воде приемлемый срок жизни сооружений 100 лет.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
Сергей | 10.10 2013 в 17:23
Меньше воровать нужно на мостах!