misto.zp.ua

«Стройка века» может продлиться век

Есть два параллельных процесса, связанных со строительством мостовых переходов через Днепр в Запорожье. Первый – собственно работы на объекте, второй – обещания и планы по возведению объекта. И крайне редко два эти процесса хоть как-то были связаны друг с другом. Это в разы замедлило ход работ и в сравнении с начальным планом, и в сравнении с подобными и даже более сложными объектами, возводимыми в разных уголках мира.

На аппаратном совещании в Запорожской облгосадминистрации Сергей Ткаченко, начальник областной службы автодорог, подтвердил, что первая очередь запорожских мостов (то есть еще не весь объект) планируют сдать в эксплуатацию в октябре 2014 года, в первый юбилей «стройки века» - на десятилетие начала строительства новых мостовых переходов через Днепр.

«История болезни»

История строительства новых запорожских мостов берет свое начало на стыке веков: в 1990-х (когда всерьез занялись поиском инвесторов) и в так называемых «нулевых», 2000-х годах (когда был заложен первый камень). Вообще же, планы по возведению этих объектов составлялись и в 70-х, и в 80-х. Но в тот период предпочитали долго «запрягать» (просчитывая востребованность, выгоды), зато быстро «ехать». В 2000-х же со стартом строительства долго не тянули, зато собственно сама стройка в наше время превратилась в один из наиболее печально известных «долгостроев» страны.

Вспомним «историю болезни» нашего железобетонного «пациента».

В 2002 году тогдашний президент Украины Леонид Кучма, вернувшись из очередной рабочей поездки в Запорожье, дал отмашку на финансирование возведения мостов в нашем городе. И парламент президента поддержал. К тому времени уже имелись определенные проектные наработки, техническая документация, сохранившаяся еще с 98-99-го годов, когда к запорожской стройке хотели привлечь иностранного инвестора.

Поэтому процесс пошел относительно быстро – и уже весной 2003-го была утверждена смета работ – 1,76 млрд грн.

На старт работ и на оставшееся полугодие 2003-го планировали выделить 14 млн грн. Немного. Но выделено было и того меньше – около 10 млн грн. Тогда это не особенно беспокоило запорожцев: «Первый блин комом, но главное, что все сдвинулось с мертвой точки»… И зря это не обеспокоило горожан. Впоследствии мостостроители снова и снова недосчитывались обещанных сумм, но речь шла уже не о паре миллионов, а о десятках и сотнях миллионов.

2004-й год стал первым (но, увы, не последним) годом, в котором пустые разговоры вокруг строительной площадки велись куда активнее реальной работы. Дважды за этот год в Запорожье побывал тогда еще премьер-министр Виктор Янукович. И это неудивительно – то был год президентских выборов. Неудивительны и щедрые обещания кандидата-чиновника региону. В конце концов, эти обещания вылились в увеличение сметы строительства – до 1 млрд 900 млн. Правда, реальные суммы, полученные подрядчиками в 2004-м, снова были весьма скромны – что-то около 80 млн грн.

В 2005-м ситуация повторилась. Заложили в бюджет 80 млн грн – на строительство передали на 10 млн грн меньше. При этом в главном финансовом документе страны эта сумма появилась только к середине года – сам бюджет по причине прошедшей Оранжевой революции утрясали долго, да и в первоначальном варианте о нашей «стройке века» речь почему-то не шла. Поэтому и итоговые 71 млн грн тоже были в радость. Правда, для выполнения плана строителям не хватило бы и этих средств – нужно было, как минимум, вдвое больше. То есть уже в 2005-м было понятно, что строительство мостов через Днепр затянется.

К плановым показателям финансирования удалось приблизиться в 2006-2008 годах. Суммарно на строительство за эти три года было предусмотрено 800 млн грн, получено и освоено – 700 млн грн.

«Мутная вода» под мостом

Экономический кризис взятый темп сбил: с 2009-го по 2011-й мостостроители получали в среднем по 120 млн грн за год. Тогда как правительство (и снова кандидаты в президенты) обещали все большие суммы – счет «виртуального» финансирования перевалил за отметку в 1 млрд грн в год.

В этот же период вокруг «стройки века» начали происходить события, которые явно не внушали особого оптимизма. Во-первых, в этот период активизировались компании-производители металлоконструкций, с которыми работали украинские мостостроители – пошли иски в суд за задержки в оплатах заказов.

В этот же период, якобы спасаясь от временных трудностей, подрядчик получил в коммерческом банке кредит на полмиллиарда гривен. Впечатляет (и вызывает определенные подозрения) процент по кредиту – 23% годовых! Ставка, неподъемная практически для любой законопослушной компании, тем более – строительной!

В 2010 году была утверждена 4-я «редакция» сметы строительства, в которой итоговая стоимость работ была поднята аж до 5 млрд грн, а сроки работ продлены до 2012 года. Тогда же Кабмин разрешил мостостроителям брать кредиты под государственные гарантии.

Забегая вперед, скажем, что в 2012 году Коллегия Счетной палаты заявила, что на главной стройке Запорожья в 2010-2011 годах были неэффективно потрачены более 116 млн грн! И это при том, что между Киевом и Запорожьем в те годы уже было установлено практически полное политическое «бело-синее» взаимопонимание.

В 2012 году на мосты впервые выделили серьезную сумму – больше 700 млн грн. Это позволило, как утверждал губернатор Александр Пеклушенко, даже идти с опережением графиков работ. Правда, и это не помогло закончить в 2012 году так называемую первую очередь работ.

На сегодняшний день стройка №1 Запорожья находится явно в подвешенном состоянии. И в очередные обещания завершить первую очередь строительства (теперь – в 2014 году) верится только по одной причине – президент не откажет себе в удовольствии перерезать красную ленточку за несколько месяцев до президентских выборов…

Все познается в сравнении

Но, может быть, горожане не правы? И новые мосты через Днепр действительно должны возводиться так долго, а стоить так дорого?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы хотели бы рассказать вам о других мостах со всего мира, которые в чем-то похожи на нашу «стройку века»: то ли временем закладки «первого камня», то ли конструкцией, то ли финансированием… Может быть, наши темпы строительства не так уж плохи?

Южный мост в Риге начали строить, как и запорожские мосты, в 2004 году. Проект был также насущным (на этом месте мост планировали строить еще 70 лет назад!). Интересно, что этот мост называют чуть ли не самой коррупционной стройкой страны – здесь контролирующие органы установили растраты на сумму, эквивалентную аж 400 млн грн! И здесь, как и в нашем случае, смета возросла в 5 раз. Но есть одно важное отличие! В 2008 году была торжественно открыта первая очередь строительства – можно сказать, сам мост: по три автомобильные полосы в каждом направлении, пешеходные и велосипедные дорожки. В 2008-м! К 2010-му была завершена и вторая очередь объекта – строительство дорожной развязки.

В Казани в 2004 году начали строительство моста «Миллениум» (полная длина перехода – около 1,5 км). А первый транспорт двинулся по нему… уже в следующем году! Да-да, в 2005-м была сдана в эксплуатацию первая очередь моста. В 2007-м мост был открыт для движения полностью! И всё это за 3,4 млрд рублей, то есть меньше чем за 1 млрд грн.

Мост через залив Ханчжоувань в Китае вообще должен не давать спокойно спать отечественным мостостроителям и представителям власти уже долгие годы. С одной стороны, надо признать, что проект этот обошелся китайцам значительно дороже, чем нам обходятся (пока что!) оба моста через Днепр – выложили за него более 10 млрд грн. Но, во-первых, данный мост «перебросили» через залив шириной 36 км (!). А во-вторых, скорость постройки ошеломляет: начав строительство в 2003-м и имея планы завершения строительства к 2010-му, уже в 2007-м инженеры спокойно проводили испытания на построенном мосту! И с уверенностью в надежности открыли его для движения в 2008-м – за два года до утвержденного термина.

В год начала строительства запорожских мостов во Франции торжественно открывали виадук Мийо – уникальное сооружение, побившее несколько рекордов. Этот мост необходимо было построить над рекой, текущей в ущелье с высокими крутыми склонами, поднимавшимися над уровнем реки более чем на 200 м. В результате, в самой высокой точке пролет моста возвышается на 270 м (рекорд первый), а опоры достигают в высоту 220 м и 250 м (рекорд второй)! Географические и геологические условия считались сверхсложными – поэтому на строительство французам понадобилось… «аж» 4 года!

В полтора раза превышает «промежуточную» смету запорожских мостов итоговая стоимость возведения Русского моста на Дальнем Востоке – 8 млрд грн. Его общая длина – 3,1 км, но строители уложились в 4 года (с 2008-го по 2012-й). Несмотря на «специфические» климатические условия региона и работу фактически на берегу океана.

Справка «УЗ»

Строительство запорожских мостов началось в 2004 году, а сдача в эксплуатацию изначально была намечена на осень 2009 года. Согласно проекту общая протяженность магистрали через реки Днепр и Старый Днепр в Запорожье – более 15 км, протяженность мостов: арочного – 260 м, вантового – 340 м. Количество полос движения – 6, их ширина – 3,75 м, ширина разделительной полосы – 4 м. Расчетная скорость движения – 80 км в час. При расчетной выдержке и интенсивности коррозии мостовых элементов в воде приемлемый срок жизни сооружений 100 лет.

Дмитрий ЕГОРОВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Сергей | 10.10 2013 в 17:23
Меньше воровать нужно на мостах!

Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |