misto.zp.ua

Спасительное врачевание души

В минувший понедельник, 15 февраля, начался Великий пост

Великий пост – это важнейший и самый древний из многодневных постов. Он дает шанс очиститься от грехов и приводит к радостям главного для православного человека праздника – Светлого Христового Воскресения – Пасхи.

Подготовка к главному православному празднику длится 48 дней (7 недель). Основной способ, благодаря которому за это время можно очиститься от грехов, – это их осознание. Традиционно с этой целью нужно читать молитвы (написаны в Молитвослове – сборнике молитв, его можно приобрести в церковных ларьках) и посещать церковные службы хотя бы раз в неделю и на большие праздники, где в это время читаются специальные тексты – покаянные каноны, приводятся примеры великих подвигов святых и проводятся разъяснительные лекции, как эти знания можно применять в жизни.

Чтобы человек сконцентрировался на работе со своим духом, на время поста церковь вводит ряд ограничений.

Большинство людей уже не сомневается в благотворном влиянии поста на душу и тело. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».

Пост установлен для всех – и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла он может, наоборот, стать вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпимость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, – наставляет святитель Иоанн Златоуст. – Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления...»

Как питаться в это время

С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные церковным уставом:

* «сухоядение» – то есть хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты;

* «варение без елея» – вареные овощи, без растительного масла;

* «разрешение на вино и елей» – вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;

* «разрешение на рыбу».

Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.

По субботам и воскресеньям разрешается постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).

Рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

В Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) разрешается есть рыбную икру.
Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя – Страстная седмица – наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу – сухоядение (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу – полное воздержание от пищи.

В остальное время поста питание проходит по определенному графику: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота и воскресенье – пища с растительным маслом.

Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Важно!

Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в православной церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие.

Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

Как правильно поститься

Основная догма Великого поста – очищение человека. В дни Великого поста подготовка к Пасхе идет как духовная, так и телесная. Духовная подготовка состоит из того, что во время поста больше времени уделяется молитве, духовному чтению и удалению от всего греховного. Телесная же подготовка – исключение из пищи скоромного, предпочтение отдается только постным блюдам. Также во время Великого поста все говеют, исповедуются и причащаются минимум один раз.

Самыми строгими днями поста являются его первые четыре дня, а также вся Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. Вообще ничего нельзя есть в Чистый понедельник (первый день поста) и Великую пятницу (последняя пятница перед Пасхой, посвященная воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятия с креста Его тела и погребения). В первую же пятницу Великого поста можно есть только вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром.

Хоть и существует догма об ограничении, а в некоторые дни и отказе от пищи, главным же остается во время Великого поста духовное очищение человека. «Истинный пост – удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Осознайте не только смертные грехи

«Чтобы очиститься от грехов, просто посещать службу в церкви мало. Главное – подойти к священнику, поделиться с ним своими переживаниями, исповедаться и причаститься хотя бы раз за время поста», – говорит отец Владислав, священник Церкви святителя Михаила, первого митрополита Киевского.– Однако бывает так, что легкость от очищения не возвращается в душу даже после этого. Виноват может быть и священник – когда исполняет свои обязанности формально, и прихожанин – когда просто не знает, как ему открыться. Те, кто редко бывает в церкви, зачастую даже не знают всех смертных грехов, а что уже говорить об остальных грехах. Поэтому даже если кто-то раскаивается, скажем, в прелюбодеянии и воровстве, то очищенным его считать рано.

Кроме известных смертных грехов против Господа, есть еще и грехи против ближних. Это, к примеру, отсутствие любви к ним, неумение прощать, гнев, ревность, безответственность. Есть грехи против себя – это страх, тщеславие, зависть, тоска, обидчивость, лень, – говорит священник. – От этих грехов происходят и все болезни человека. Но есть одно универсальное лекарство. Бог – это любовь, и если вы просто начнете искренне любить и ближних, и себя, то грехи и болезни отступят».

Дарья ИВАНОВА

К посту нужно подойти благоразумно

Настоятель Свято-Андреевского кафедрального собора протоиерей Константин Костюкович:

– Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи. Длится он семь недель. Целью поста является духовная подготовка верующих к встрече великого праздника – Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней Великого поста составляют так называемую Великую четыредесятницу. Это является прообразом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней – Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы – особые, они посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, непосредственно предшествующих им, – Воскресения праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Иисуса Христа в храме, Тайной вечери. С одной стороны, они завершают Великий пост, а с другой стороны – предваряют христианскую Пасху.

По старинному православному обычаю, перед вступлением в пост мы испрашиваем друг у друга прощения. Каждый год мы просим друг у друга прощения в этот день и, казалось бы, должны были привыкнуть совершать этот общепринятый ритуал. Однако обычай просить прощения всегда трогает сердца людей. Это происходит оттого, что мы чувствуем, что согрешили не только против Бога, но и против наших близких – всех тех, с кем мы общаемся.

В Евангелии много говорится о необходимости прощать друг друга. В этом и состоит истинное христианство. Молитва «Отче наш», которую мы повторяем каждый день по несколько раз, содержит в себе такие слова: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Таким образом, мы просим Господа простить нас при том условии, что сами прощаем. Поэтому тот, кто имеет зло на ближнего, и не прощает его, тот, повторяя слова молитвы, как бы говорит следующее: «Не оставляй мне моих долгов, потому что я не оставляю моим должникам».

Прежде всего, пост должен быть во всех отношениях благоразумным. Существуют уставные правила соблюдения поста, но, к сожалению, мы не можем следовать им во всей строгости. По русской пословице: нельзя всех стричь под одну гребенку. Один человек крепкий, как железо, а другой немощный, как солома. Для каждого человека есть свои границы поста. Если человек выходит за одну границу, то пост перестает быть постом. Если за другую, пост становится самоубийством. Поэтому нужно посоветоваться с духовником и найти для себя золотую середину. Пост нужно соблюдать обязательно, но по силам. Здоровье людей не одинаковое. То, что для крепкого не требует усилий, для немощного будет подвигом.

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Духовная сторона поста состоит в покаянии, частом посещении богослужений и усиленной домашней молитве. Например, к обычному молитвенному правилу можно добавить чтение покаянного канона или акафиста Иисусу Сладчайшему, можно читать Псалтирь или проводить больше времени в уединении, чтобы молиться Иисусовой молитвой. Нужно выбрать то, что приносит вам б?льшую пользу.

Итак, братья и сестры, с Божией помощью за время Великого поста постараемся очистить свое сердце и душу! Приблизимся к вечности в это благоприятное для покаяния и спасения души время, которое Церковь выделила из всего времени года для спасительного и очистительного подвига поста.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |