Многие жители нашей страны, особенно люди старшего поколения, прекрасно представляют себе, как выглядит макинтош – стильный непромокаемый прорезиненный плащ, в котором щеголяют герои многих советских и зарубежных фильмов прошлых лет. Но не многие знают, что он получил свое название благодаря фамилии изобретателя этого изделия...
Происхождение макинтоша было напрямую связано с чудесными свойствами млечного сока южноамериканского «плачущего дерева» – гевеи. Второе его название – каучук. О его свойствах было известно уже конкистадорам, осваивающим материк во времена Христофора Колумба. Но ориентированные на поиск золота и приравненных к нему по стоимости специй завоеватели понятия не имели, что делать с этой тягучей субстанцией. Не знал этого и англичанин Самуэль Пил, который получил патент на каучук еще в далеком 1791 году. Дело в том, что при взаимодействии с кислородом субстанция эта очень быстро теряла свою эластичность и прочность. И проблема, как это часто бывает в науке, разрешилась случайно.
Идеальная случайность
Чарльз Макинтош родился в 1766 году в шотландском Глазго в семье состоятельного владельца красильных предприятий. Поэтому не удивительно, что сын пошел по стопам отца. Кстати, правильное написание этой фамилии – Маккинтош, поскольку приставка «мак» в переводе с гэльского (ирландского) языка (один из группы древних кельтских языков – прим. «УЗ») означает «сын». И вот после окончания университета молодой выпускник начинает работать на химической фабрике, а в 1797 году организовывает свою фирму по производству квасцов. Надо сказать, что Чарльз был не только бизнесменом, но и химиком-исследователем, который вместе с компаньонами, например, синтезировал хлорную известь для отбеливания тканей, а чуть позже внедрил новый способ изготовления стали из чугуна.
И вот в 1822 году он, как обычно, экспериментировал в своей лаборатории. На этот раз объектом его исследований был каменный уголь. А точнее, получение из него смолы, из которой в результате побочной реакции выделилась жидкость темного цвета. Опыт удался, и, закончив работу, Макинтош отправился домой, не заметив, что случайно испачкал рукав пиджака.
Великое свойство
На улице моросил дождь, и, вернувшись в свой особняк, ученый с удивлением констатировал, что испачканный рукав воздействию влаги не подвергся. И тут у него мелькнула мысль: а что, если соединить смолу с каучуком? Опыт оказался удачным: в результате получился материал, который и старению не подвергался, и от воды защищал. Параллельно была решена и другая проблема: как скреплять куски материалов? Пошив с помощью иголки и нитки не годился, поскольку вода будет не только проникать в отверстия, но и способствовать гниению ниток. И тогда Макинтош пробует скрепить куски все тем же резиновым клеем. И опять удача, после которой началось массовое производство непромокаемых плащей для моряков и рыбаков. Правда, у дождевика было два недостатка: во-первых, на солнце он источал не очень приятный запах, а во-вторых, достичь эластичности так и не удалось.
А вот эти проблемы, опять же случайно, удалось решить в 1839 году другому ученому, американцу Чарльзу Гудиеру. Он настолько заинтересовался ими, что продал чуть ли не все имущество семьи для покупки оборудования и реактивов, а эксперименты проводил на кухне, переоборудованной в лабораторию. Оказавшись в тюрьме за долги, он упросил начальство разрешить ему продолжить опыты. И во время одного из них Гудиер случайно уронил на раскаленную печь смесь каучука с серой, и в результате композиция превратилась в эластичный материал, который и стал использоваться для производства макинтошей. Надо сказать, что эта вещь стала не только необходимым предметом верхней одежды, но и неким любимым брендом. Например, знаменитый актер и певец Фрэнк Синатра согласно завещанию был похоронен вместе с бутылкой любимого виски и в... макинтоше.
Любопытно, но история макинтоша вошла и в историю промышленного шпионажа. Дело в том, что после начала массового пошива плаща выяснилось – импортировать исходный латекс из Южной Америки очень дорого. И тогда за решение проблемы взялся авантюрист Генри Викхэм. Он отправился в Бразилию, где находились огромные плантации гевей, и с помощью нанятых аборигенов собрал около 7 тысяч их семян. Эта экспедиция была связана с риском, поскольку семена являлись национальным достоянием, их вывоз из страны был запрещен под угрозой тюремного заключения. Тем не менее удача сопутствовала контрабандисту: ему удалось доставить груз на берега Туманного Альбиона, за что, кстати, он был удостоен дворянского титула. А потом ростки гевеи, выращенные в ботаническом саду, были переправлены в британские колонии – Цейлон, Борнео и Малайзию. Научно-технический прогресс на месте не стоял, и уже в конце XIX века сначала был изобретен синтетический каучук, а позже на свет появились и материалы с полимерными покрытиями, но изделия, производимые из них, еще долгое время именовали макинтошами.
Подготовил Олег ВАЛИК
Комментарии:
нет комментариев