Недавно в художественном салоне "Богема", который находится в районе Анголенко, прошла выставка работ нашего земляка, художника Алексея Бурлая. Ее к 90-летию со дня рождения своего именитого дяди организовала, профинансировала и провела Валентина Баталкина-Бурлай.
Валентина Ильинична по крупицам собирает все, что касается истории не только ее семьи, отца, дяди. Она находит людей, знавших художника, записывает их воспоминания - таким образом восстанавливает иногда скупые данные о той эпохе, передавая ее героический дух и грандиозность свершений.
Валентина Ильинична и ее родной брат Владимир рассказали, что совсем юными (13 - 14-ти лет от роду) их отец и его старший брат Алексей приехали в Запорожье. В те годы молодежь страны Советов как магнитом тянуло на Днепрострой и другие грандиозные стройки эпохи индустриализации. Шестнадцатилетним пареньком Алексей пошел работать помощником токаря на кирпичный завод в поселке Карантинка.
В конце 30-х, откликнувшись на призыв ОСОАВИАХИМа, Алексей Бурлай окончил авиатехникум и по направлению уехал трудиться на завод имени Сталина в город Молотов (так тогда назвалась Пермь). Именно тут формируется его творческая личность. 20-летним юношей Бурлай-страший пошел учиться в художественное училище постигать азы сложной и красивой профессии живописца.
После освобождения Запорожья Алексей работал начальником технического бюро завода №478 (ныне "Мотор Сич"). Но тяга к живописи, ставшей любимым делом жизни, одержала победу.
В те годы Алексея Петровича можно было встретить на площадках восстановления ДнепроГЭСа. В шинели, с неизменным вещмешком, заменявшим тогда этюдник, он выбирал нужную точку обзора и рисовал, как одержимый. Этюды, эскизы, наброски воплощались в картины. Через два года после окончания войны в нашем городе провели первую выставку, в подготовке которой он принимал самое активное участие. Как пейзажист-документалист он славился поразительным умением передавать дух событий.
Художники того времени писали в основном о возрождении. Героями картин становились люди труда, привлекали внимание днепровские пейзажи, документировались отстроенные из руин заводы и улицы города. Газета "Червоне Запоріжжя" (нынешняя "Запорізька правда") в материале о вернисаже 1947 года отмечала портрет знатного монтажника "Запорожстроя" Ивана Румянцева кисти Алексея Бурлая. К сожалению, найти в родном городе эту известную картину нашего земляка пока не удалось.
Председатель Совета ветеранов запорожского отделения Союза художников Украины Павел Логвинов вспоминает: "Это был ярчайший, самобытный талант. Среди молодежи он был самым грамотным, глобальным, у него было чему поучиться. Алексей Петрович много работал - пропадал днями на "Запорожстали", ДнепроГЭСе. В любую погоду, в любое время года его можно было встретить на острове Хортица с неизменным спутником - этюдником".
Павел Федорович бывал в мастерской Бурлая в старой части Запорожья. Приходил туда как к старшему товарищу. Еще одна мастерская художника была на Шестом поселке в здании 31-й школы, где сейчас находится один из корпусов ЗГИА. Бурлай создавал много картин на заводскую тематику, долгое время работал над большим полотном "Н. С. Хрущев среди восстановителей ДнепроГЭСа". К сожалению, местонахождение этой картины, представленной на Всесоюзной художественной выставке в 1950 году, сейчас неизвестно. Как неизвестна и судьба написанной годом позже работы "Строительство Каховской ГЭС".
В конце 40-х Алексей Бурлай переехал в Татарстан, где преподавал в Казанском художественном училище. Это был очень интересный и бурный период его жизни. В автономной республике разрабатывались нефтяные месторождения, именно туда на промыслы устремляются художники, писатели, журналисты. Наш земляк ездил на буровые, делил с нефтяниками быт суровых будней. Результатом его творческих командировок стало грандиозное полотно "Нефть пошла", которое сейчас хранится в Художественной галерее Казанского кремля, ставшего своеобразным Эрмитажем Татарстана.
В 50-е Алексей Петрович часто навещал родные места, заходил в мастерские художников, располагавшиеся тогда в здании, где сейчас находится художественный салон. В то время там квартировало и правление Товарищества художников, а мастерские находились в подвалах. Работы художника того времени очень разнообразны. Это и впечатления от поездок на целину, картины на историческую тему, среди которых известно полотно "Горький и Стасов в мастерской у Репина" (сейчас оно хранится в Мемориальном музее Максима Горького в столице России).
В начале 60-х художник меняет прописку. В Волгограде его увлекает революционное прошлое страны, исторические персоналии и - по-прежнему - люди труда. Он отправляется в экспедицию на Дон, где увлеченно пишет характерные портреты казаков - ветеранов кубанских степей. Волновали его и военные подвиги героического Сталинграда, историческое прошлое приволжского региона.
В 70-х прошло несколько выставок Алексея Бурлая за границей - в частности, в чешском городе Октавия и финском Кеми. У северных соседей выставлялись и работы его брата Ильи, художника-любителя.
На рубеже веков в возрасте 88-ми лет художник ушел в мир иной. Часть его большого творческого наследия сохранилась благодаря трудам работников музеев. Добрую память об Алексее Бурлае хранят волгоградский и казанский музеи изобразительных искусств, волгоградский краеведческий. Значительная часть работ запорожского художника представлена в экспозиции галереи Казанского кремля. Полотна Алексея Бурлая есть в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Горького, Набережных Челнов.
В бывшей мастерской художника в городе на Волге теперь работает живописец Сизбулла Такташев. Он рассказал, что многие работы наш земляк писал на заказ. Так было в период перестройки, когда среди меценатов и ценителей искусства неожиданно пошла мода на соцреализм. Зарубежные коллекционеры поняли, что это - история, такой живописи больше не будет, с последними грандами этого направления живописи уходит целая эпоха. Татарский художник воочию видел, как какой-то англичанин купил у Бурлая небольшую картину с сюжетом о ДнепроГЭСе, и вместе с этим полотном увез в Туманный Альбион еще несколько работ автора.
Сын Алексея Бурлая, Александр, пошел по стопам отца. Он архитектор, живет с семьей в Волгограде. Дети, племянники, внуки чтят память отца, дяди и дедушки. Валентина Ильинична много работает в архивах, ведет поиск уж если не оригиналов картин, то хотя бы их достоверных репродукций. А в следующем году хочет провести выставку, посвященную жизненному и творчеству пути своего отца, младшего из братьев Бурлаев.
Эдуард БОБРОВИЦКИЙ
Комментарии:
нет комментариев