Елена Сопина: Кому сейчас нужны дети?
Девятнадцатого мая исполняется 90 лет со дня основания Всесоюзной пионерской организации. Запорожье в этот день волею судеб даже станет, судя по анонсам, центром празднования юбилея в Украине – высшее руководство КПУ, считающей себя прямой наследницей КПСС, съедется по такому поводу именно в наш город. Впрочем, речь не об этом…
Пионерская организация стала уникальным явлением в истории: несмотря на наличие очевидных и никем особо не скрываемых «скаутских» корней, с середины прошлого века треть мира копировала именно пионерское, а не скаутское движение! А система «октябрята – пионеры – комсомольцы – партийцы» помогала, с одной стороны, «передавать» растущих советских людей из рук в руки педагогам и партруководителям разных рангов, а с другой стороны помогала, наоборот, передавать страну от поколения к поколению. Пионерская организации была принесена в жертву либеральным реформам – более того, ее уничтожение как будто (!) было неотъемлемой частью этих реформ. И только сейчас мы понимаем, что негатив (тотальность и тоталитарность, «заидеологизированность» и «заполитизированность») советских молодежных организаций лежал лишь на одной чаше весов, на другой лежало огромное внимание к детям и забота о них. Кому сейчас нужны наши дети, кроме нас самих?
Именно о детях – не о молодежи – беспокоюсь. К счастью, с молодежными организациями в Украине и Запорожье все в порядке. По количеству и «ассортименту» направлений их ровно столько, сколько требуется той небольшой прослойке молодежи, которой еще интересна социальная жизнь – свое место находят молодые политики, экологи, спортсмены и т.д. Но ведь у молодежных и детских организаций абсолютно разная специфика. В работе с молодежью можно «обойтись» организаторами, агитаторами, ораторами. Потому что выпускник школы или первокурсник – это уже хоть сколько-нибудь сформированная личность, которую нужно только объединить с другими такими же личностями. А в работе с детьми и подростками нужны пе-да-го-ги! Без этого – никак! Уж слишком трепетный возраст.
А с педагогами у нас тяжело. Несколько лет назад (больше пяти, пожалуй) в одной из запорожских школ я стала случайным свидетелем диалога молодой учительницы украинского языка с классом. Несмотря на то, что шел урок, диалог получился очень неформальным: со своими учениками (точнее, ученицами – ребятам по понятным причинам было все равно) педагог обсуждала… личную жизнь одной из своих знакомых, то есть попросту сплетничала.
Причем в ход шли даже темы «на грани» – с оговоркой «Ну, вы уже взрослые, можно рассказать…». Очевидно, так учительница хотела заработать себе авторитет – «по Макаренко». Убеждена, что авторитет заработала – но не в статусе Учителя, а в статусе «самой крутой во дворе». Как вы думаете, такой подход мог не отразиться на украинской школе? Стоит ли удивляться теперь, что школьники откровенно плюют на учителей (бывает – и в прямом смысле)? Ведь учителя первыми наплевали и на свои обязанности, и на своих учеников.
О том, как к детям, своим потенциальным будущим кадрам, относится украинская наука, можно вообще не говорить. Любые научные достижения юного украинца в школьные годы там, в школьных годах, зачастую и остаются. Давайте поднимем газетные архивы со статьями «14-летний запорожский Кулибин изобрел…» 2–3-летней давности (такие статьи не редкость), а потом посмотрим, где же этот Кулибин сейчас? Развивает при поддержке государства свое изобретение? Получил какие-либо льготы? Реализовал патент на свое изобретение? Вряд ли. Скорее всего, в ближайшие годы его ждет битва за место под солнцем. А уж если он устоит в этой битве, тогда (может быть!) государство или крупный бизнес обратит внимание на его способности. Мне возразят: дескать, а мы знаем, что N получил грант на исследования. Но тогда и я возражу в ответ: сравните уровень развития науки в нашей стране с другими, еще 20 лет назад менее развитыми странами, – и сделайте вывод, достаточно ли того, что раз за год судьба «выдергивает» парочку таких вот N и дает им шанс расти дальше.
Детский спорт кое-как держится. К моему искреннему удивлению. Может быть, из-за того, что спорт показывает ТВ – а то, что показывает ТВ, в принципе не может быть в упадке. Это вам не интеллектуальные игры, которых на экранах «полторы» на все каналы. Может, выезжаем на советском наследии: есть стадионы – ладно, давайте уж наполним их детьми.
Правда, спорт, будучи вырван из общей системы, во многих случаях перестал нести образовательную и воспитательную функцию. (Например, спортивные школы, в которых тренеры проверяют школьные дневники у своих воспитанников, можно пересчитать по пальцам. Тогда как раньше это было распространено повсеместно.) В результате спорт облагораживает только тех, кто действительно хочет облагородиться.
Без альтернатив
Можно сказать о том, кому наши дети действительно нужны. И кто готов о них заботиться безвозмездно. Почти.
Еще один случай из запорожских реалий – уверена, не одна я была свидетелем подобных сцен. В маршрутку садится компания молодых людей, прилично одетых и культурных. Они о чем-то беззаботно и весело болтают, обсуждают недавний, кажется, поход. И в конце диалога парень, самый старший из всех и улыбавшийся наиболее сильно и театрально, обращается к одной из девушек, явно новенькой в компании: «Вот видишь, как с нами весело. Пообещай прийти к нам в гости. Домой. Или на служение!». «Служение», если кто еще не понял, в данном контексте может означать только собрание религиозной группы. От Свидетелей Иеговы до баптистов.
Чем такая забота о наших детях заканчивается для них и для семьи, мы все понимаем. Но альтернативу почему-то мало кто предлагает...
Завершить хотелось бы таким вот нехитрым наблюдением. Разрушалась система внешкольного воспитания, детско-юношеских организаций, летних лагерей под лозунгами либерализации и модернизации – «чтоб как на Западе». Однако давайте внимательно посмотрим хотя бы на одни только американские фильмы, в которых хоть как-то затронута тема «беззаботного детства». Мы увидим там и летние детские лагеря, и выполнение детьми научно-технических проектов, и участие детей если не в скаутских организациях (с до боли знакомыми приветствиями и салютами), то в каких-нибудь «Юных пташках» с теми же атрибутами и целями… Выходит, ничего лучше того, от чего мы отказались, так никто и не придумал?
В 2009 году в канун очередной годовщины создания Всесоюзной пионерской организации «Комсомольская правда» проводила опрос на тему необходимости возрождения подобной организации в современных условиях. Подавляющее большинство опрошенных газетой чиновников, политиков, спортсменов, звезд эстрады высказались за реставрацию пионерии или иной масштабной государственной кампании по работе с детьми. А одним из участников этого опроса был… сегодняшний мэр Запорожья Александр Син, в то время – заместитель губернатора Запорожской области. Он назвал методы работы пионерии оправданными в любые времена, правда, в менее тотальном виде – с раздробленностью детско-юношеских организаций. Уверена, что градоначальник свою позицию с тех пор не изменил. Так, может, имеет смысл попробовать реализовать эту задумку, раз уж ярых противников нет ни «сверху», ни «снизу»?

























«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Комментарии:
нет комментариев