misto.zp.ua

Слабые места маршруток

В понедельник, 8 июля, на дамбе между ул. Гагарина и ул. Пушкина произошло ДТП – столкновение маршрутки со стоящим на обочине троллейбусом, в результате которого пострадали более 20 человек, 5 были госпитализированы в тяжелом состоянии, а одна женщина от полученных травм скончалась в тот же день.

Иронизировать на тему запорожского городского транспорта не хочется уже совсем: и так несколько лет прошло (может, даже десятилетие) в шутках и остротах о «сумасшедших» маршрутках, «немодных» троллейбусах и трамваях, «сосланных» подальше от проспекта Ленина. Теперь в информпространстве остроты и шутки сменились новостями о ДТП с участием пассажирского транспорта, главным образом маршруток. О ДТП с погибшими людьми!

Эти происшествия, которых стало особенно много с начала 2013 года, указывают нам сразу на несколько «слабых мест» городских маршруток, о которых важно знать каждому горожанину…

1. РАЗМЕРЫ. На первый взгляд плюс маршруток – в их небольших размерах, а значит и в, как кажется, большей маневренности. «Юркие маршрутки быстрее выбираются из пробок и тянучек, быстрее выезжают на свободные полосы дороги, чем громоздкие автобусы и троллейбусы…», – убеждают нас поклонники маломестного общественного транспорта. И если бы мы провели «соревнование» по доставке пассажиров между одним микроавтобусом и одним большим автобусом, то преимущество наверняка было бы за первым.

Но давайте посмотрим на проблему комплексно, масштабно. Предположим, кроме вас или меня, с остановки нужно увезти в одном и том же направлении еще 100 человек. Примерно на 100 человек рассчитаны современные городские автобусы (те же знакомые нам «ЛАЗы», не сочтите за рекламу), примерно на 18-20 пассажиров в лучшем случае рассчитаны «спринтеры» – в 5 раз меньше. Значит, один городской автобус могут заменить 5 маршруток. Иными словами: в 5 раз выше влияние «человеческого фактора» (ведь водителей в 5 раз больше), условно говоря, в 5 раз выше риск технической неисправности транспортного средства и т.д. Но главное – раз уж мы начали говорить о размерах транспортных средств – 5 маршруток суммарно занимают гораздо больше места, чем большой городской автобус. Примерно, в 2,5 раза! (Габариты «спринтера» – 6,5х2 м, габариты автобусов «ЛАЗ» – примерно 12х2,5 м).

О том, что могут устроить на дороге 5 маршрутчиков (особенно – с конкурирующих маршрутов), я думаю, каждый горожанин себе прекрасно представляет.

Можно возразить: но ведь маршрутки берут больше пассажиров, 18-20 – это только сидячие. Действительно, берут. Но даже если за счет стоячих пассажиров вместимость увеличивается вдвое (что уже трудно вообразить, но утром в спальных районах такое имеет место), всё равно микроавтобусы немного проигрывают автобусам по занимаемой площади дороги.

О том, что стоячих пассажиров в «спринтерах», как известно, вообще быть не должно, пока промолчим…

2. ПАССАЖИРОПОТОК. Вопрос, вокруг которого, по моему мнению, власти стоило бы развернуть самую непримиримую борьбу – это не техническое состояние транспортных средств и даже не здоровье водителей, а именно соотношение допустимой вместимости, заявляемой наполняемости и реальной наполняемости маршруток. Любой «лишний» (т.е. стоячий) пассажир – это, в первую очередь, кандидат №1 на получение серьезных травм в случае ДТП. Во вторую очередь, каждый «лишний» пассажир – это потенциально 2,50 грн, уходящие в «тень», мимо бюджетов, социальных фондов и взглядов налоговиков. Более того, «теневые» 2,50 грн приносит не только пассажир, которого в салоне быть не должно по правилам, но и пассажир, которого не «посчитали». Очевидно, что эти деньги не просто уходят в «тень» и там оседают – они же множат коррупцию, отмывание денег и пр.

К сожалению, риск пассажиров мало кого по-настоящему беспокоит – «ну, подумаешь, пролетит через весь салон и врежется в лобовое стекло». Но уж «черный нал» перевозчиков, как кажется, должен представлять интерес для всех: и для местных органов власти, и для налоговиков.

Почему именно этот вопрос стоило бы сделать главным в общении власти (общества) и перевозчиков? Во-первых, потому что в этой теме можно (да и нужно было бы!) оперировать конкретными данными: «По нашим расчетам из этого района утром уезжает столько-то человек, а в ваших данных – в два раза меньше? Где люди? Где деньги?» Во-вторых, потянув за эту ниточку, можно размотать клубок остальных проблем. Есть точные данные о несоответствии реального количества перевозимых людей требованиям договоров? На маршрутах должно появиться больше транспортных средств или более вместительные транспортные средства. Значит, уже снизится риск для пассажиров. А когда актуальной станет наконец тема жесткого финансового контроля, решить ее можно будет по-разному, например, «усадив» в каждую машину кондуктора для обязательного обилечивания – и снова «плюс» к безопасности и комфорту. Ну и т.д.

Между прочим, то, чего мы лишь слегка коснулись – данные о пассажиропотоках – важнейшая часть городского транспортного планирования. Если сейчас покорно принимать за истину данные, предоставляемые самими перевозчиками, мы и через 5, и через 10 лет будем удивляться растущим пробкам и забитому транспорту.

3. ВОДИТЕЛЬ. Тот самый случай, когда не место красит человека, а человек – место. В наших условиях водитель маршрутки – это даже более важная персона, чем капитан корабля. При полной неразберихе в этой сфере бизнеса маршрутчик фактически единолично решает, насколько конкретному транспортному средству быть безопасным, удобным, быстрым… Ведь ни для кого не секрет, что к перевозчикам многие приходят наниматься уже вместе со своим микроавтобусом, техническое состояние которого часто второстепенно для нанимателя; что обязательный ежедневный медосмотр водителей часто превращается в фикцию; что графики движения маршруток являются на деле очень специфическими: водители то готовы драться с напарниками за 10-секундное нарушение этого графика, то сами же его сознательно срывают. Не будем забывать, что городской транспорт – это еще и, в некоторой степени, сфера обслуживания. Правилам которой, конечно же, никого из маршрутчиков не учат…

Неправильно было бы говорить о маршрутчиках в целом хоть с долей негатива. Здесь, как и в любой профессии, есть свои профи и профаны, джентльмены и хамы, разгильдяи и ответственные работники – наверное, в той же пропорции, в какой их можно встретить почти в любой социальной группе. Но горожане при всем этом недвусмысленно и не стесняясь в выражениях дают понять: уровень профессионализма запорожских маршрутчиков мало соответствует чаяниям самих горожан и требованиям нормативно-правовых актов.

В подтверждение давайте вспомним: сообщения о задержании очередного маршрутчика, который был за рулем в состоянии опьянения, стали для нас чем-то привычным, обыденным даже. В ходе соответствующих гражданских акций сотрудники ГАИ и активисты за пару часов «отлавливали» и по нескольку таких горе-водителей! Даже представители власти оказались относительно недавно в неприятной ситуации: депутаты советов разных уровней обнаружили, что водитель, который везет их на мероприятие в Крым, пьян.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ. Качество дорожного покрытия, помноженное на техническое состояние транспорта – это, знаете ли, был бы очень интересный и красноречивый показатель, если бы его можно было выразить цифрами, а не ругательными словами автомобилистов и пассажиров…

Если говорить серьезно, то общеизвестно, что большинство иностранных микроавтобусов на маршрутах Запорожья – «спринтеров» и «фольксвагенов» – в своей «прошлой жизни» были совсем не пассажирским, а грузовым транспортом, который местные умельцы научились переделывать под маршрутки… Но научились ли? По сути, мы имеем дело с микроавтобусами, которые уже с первого дня на маршруте, мягко говоря, технически несовершенны. И их техническое состояние стремительно ухудшается: и просто из-за времени, и из-за специфического режима использования – вряд ли в Германии (или откуда там их везут?) грузовые «спринтеры» провели хотя бы год, резко набирая 60-80 км/ч (от остановки), тормозя уже через километр, и снова набирая скорость…

5. ПАССАЖИРЫ. Да, мы – тоже «хороши». И дело даже не в том, что пассажиры иногда сами отвлекают водителя от ситуации на дороге, принимают активное участие в конфликтах, просят остановить с нарушением ПДД… И не в том, что горожане «на своих двух» не выходят на многотысячные митинги по транспортным проблемам и не бойкотируют маршрутки – не всегда же митинговать!

Дело в том, что горожане не сформулировали запрос на качественное транспортное обслуживание; предпочитают говорить о том, «как нельзя», вместо того, чтобы говорить о том, «как надо» и «как мы хотим». Максимум, который мы требуем у городской власти – это абстрактное «чтобы маршрутки больше никуда не врезались». Но это явно не то, что нам всем поможет. Как только такой запрос возникнет и распространится среди громады, можно не сомневаться – процесс пойдет сам собой, даже без митингов и пикетов.

Дмитрий ЕГОРОВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |