misto.zp.ua

Скупка краденого для возврата утаенного

Скупка краденого для возврата утаенного

Уход от налогов с помощью офшоров в Украине становится все более популярным. Украинское налоговое законодательство, «рубящееся» с малым бизнесом за каждую копейку, только беспомощно взирает, как за рубеж уплывают миллионы от деятельности холдингов и картелей, зарегистрированных в офшорных зонах. Как же обстоят дела в этом разрезе в самых крупных экономиках Европы – Германии и Британии?

Немецкие компании используют зарубежные юрисдикции для налоговой оптимизации весьма ограничено. А вот среди частных лиц европейские «налоговые гавани» до недавнего времени были архипопулярны. Однако четыре года назад власти Германии развязали тотальную войну против неплательщиков, в которой не гнушаются порой сомнительными средствами.

Классические офшоры – Каймановы острова, Британские Виргинские острова и другие любимые отечественным бизнесом регионы не являются местами, привлекательными для немецких предпринимателей. «Немецкие компании практически вообще не используют подобные классические офшоры, налоговые оазисы. Дело в том, что регистрация компании в офшоре не принесет немецкой фирме никаких налоговых выгод – ведь по германскому налоговому законодательству для того, чтобы перевести налогообложение в такую страну, компания должна иметь там бизнес-субстанцию. Если же бизнес делается в Германии и прибыль получена в этой стране, то она и налогообложению подлежит здесь же», – прокомментировал «Эксперту» партнер консалтинговой компании Beiten Burkhardt Кристиан фон Вистингхаузен.

По словам господина фон Вистингхаузена, другой причиной отсутствия интереса немецких компаний к офшорам является то, что преимущества таких структур, привлекательных для наших компаний, у немецких предприятий есть и так. «Заинтересованность в анонимности, столь важная для наших фирм, не играет такой роли для немецких компаний. Более того, анонимность может даже негативно сказаться на имидже предприятия. Кроме того, наш бизнес часто прибегает к офшорам, чтобы защитить свои активы в случае возникновения проблем. Например, украинские компании регистрируются на Кипре, чтобы иметь возможность заключать там договоры между акционерами в рамках различных прав. Но в Германии такие соглашения можно заключать и по немецкому праву», – пояснил господин фон Вистингхаузен.

С другой стороны, германские холдинги с удовольствием регистрируются в Швейцарии – это вызвано более выгодным для холдингов законодательством относительно получения прибыли из интеллектуальной собственности. Только в период с 2006-го по 2008 год немцы зарегистрировали в Цуге и Швице более 2100 холдингов, что обеспечило прирост немецких холдингов в кантонах на 24,7%. Всего в Швейцарии зарегистрировано свыше 20 тысяч холдингов, имеющих активы стоимостью более 500 млрд. швейцарских франков, 55% из этих активов расположены за рубежом. Также Швейцария остается привлекательной для немецких семейных предприятий. «Семейные предприятия часто мигрируют в Швейцарию, поскольку швейцарское законодательство более выгодно в случае перехода компании к следующему поколению владельцев», – объясняет господин фон Вистингхаузен из Beiten Burkhardt.

Между тем если уход от налогов с помощью офшоров среди немецких компаний непопулярен, то рядовые немцы с удовольствием прибегают к этому средству – причем не всегда легально. Классическая схема ухода немецкого гражданина от налогообложения с помощью офшора построена на использовании банков в Лихтенштейне, Швейцарии или Люксембурге. Именно в этих странах обеспеченные немцы долгие годы открывали счета в инвестиционных фондах. Теоретически прибыль от вкладов должна была подлежать налогообложению в Германии, где проживают вкладчики. Но поскольку обязанность сообщать о полученном доходе возлагается на вкладчика, многие немцы предпочитали для уклонения от налогов просто съездить раз в год в соседний Люксембург или в расположенный в непосредственной близости от Германии Лихтенштейн – и забрать деньги наличными, утаив их от германского минфина. По разным оценкам, немецкие налогоплательщики скрывают от налоговых органов свои вклады в Швейцарии, Лихтенштейне и Люксембурге на общую сумму от 450 до 800 млрд. евро.

Впрочем, с 2008 года немецкие правоохранительные органы начали настоящую войну против неплательщиков. Первой крупной операцией против граждан, имеющих незарегистрированные инвестиционные счета за границей, стала покупка германским минфином базы данных, украденной сотрудником банка LGT в Лихтенштейне. На основании клиентской базы, за которую похитителю было выплачено 4,6 млн. евро, правоохранительные органы поймали около 900 неплательщиков – в том числе бывшего главу совета директоров концерна Deutsche Post, недоплатившего в казну 1 млн. евро налогов.

Несмотря на юридическую сомнительность действий спецслужб, купивших краденую базу данных (некоторые юристы даже пытались возбудить против оперативников спецслужбы BND уголовное дело по статье «скупка краденого»), эффективность покупки баз данных банков сопредельных государств была расценена немецким минфином как более чем удовлетворительная, и с 2008 года власти купили по меньшей мере еще две базы данных зарубежных банков. В феврале 2010-го налоговая служба федеральной земли Северный Рейн—Вестфалия приобрела за 2,5 млн. евро данные счетов 1400 немецких клиентов швейцарских банков, а в октябре 2011 года власти ФРГ купили за 3 млн. евро базы данных люксембургского филиала банка HSBC с информацией о счетах трех тысяч немецких клиентов.

Однозначно в поддержку покупки таких баз данных высказалась сама канцлер Германии Ангела Меркель: «Каждому нормальному человеку ясно, что мы должны преследовать уклоняющихся от налогов». По ее словам, покупка баз данных «укрепляет мораль налогоплательщиков».

Берлин

Кто кого?

Хотя первые офшорные практики появились еще в Древней Греции, в современном виде они зародились в англосаксонском мире. Так, Нормандские острова в Ла-Манше (Джерси и Гернси), а также остров Мэн в Ирландском море имеют статус «налоговых гаваней» уже более тысячи лет. Впрочем, первые офшорные компании были зарегистрированы на принадлежащих британцам Бермудских островах в 1930-х. Затем они быстро распространились по другим британским владениям – от Гибралтара до островов Теркс и Кайкос в Карибском бассейне.

Несмотря на борьбу с финансовыми офшорами, которая ведется на протяжении последних двух десятилетий, они остаются важной частью мировой финансовой системы. И хотя манифестанты движения «Оккупируй!» в своих палаточных городках на Уолл-стрит и в лондонском Сити требовали от корпораций платить налоги честно, а рок-группу U2 на последнем рок-фестивале в Гластонбери освистывали фанаты, недовольные ее налоговой регистрацией в Нидерландах, практика использования офшоров компаниями и частными лицами остается весьма распространенной.

В конце 2011 года британская неправительственная организация ActionAid опубликовала доклад, из которого свидетельствовало, что среди крупнейших компаний Британии, чьи акции входят в индекс FTSE 100, лишь две не имеют филиалов в офшорах (по классификации ОЭСР и Конгресса США). Остальные же 98 компаний имеют 34,2 тысяч филиалов по всему миру, причем около четверти – 8,5 тысяч – зарегистрированы в финансовых офшорах. Наиболее популярны среди британских компаний американский штат Делавэр (2,5 тысяч компаний; нефтегаз, медиа, банки), Нидерланды (1,3 тысяч; нефтегаз, медиа, товары массового потребления), Ирландия (770; банки, компании пищевой отрасли), остров Джерси (620; банки, горнорудная отрасль, недвижимость) и Каймановы острова (420; банки). В этот список попали целые европейские страны, такие как Ирландия и Нидерланды, поскольку их налоговый режим позволяет не уплачивать налоги при трансграничных трансферах доходов, благодаря чему компании могут переводить средства в настоящие офшоры, с нулевыми или близкими к ним налогами, – на Бермуды или Каймановы острова.

В последнее время различие между неуплатой налогов (что незаконно) и легальной оптимизацией налоговых платежей в глазах правительств и общества постепенно стерлось. Все чаще слышны требования к компаниям платить не просто причитающиеся по закону, но «справедливые» налоги.

Так, в феврале 2011 года в одном из лондонских отделений британского банка Barclays прошла акция протеста, в которой участвовало 60 человек. Участники группы UK Uncut пытались привлечь внимание СМИ к тому факту, что в 2009 году Barclays заплатил всего 180 млн. долларов налога на прибыль, что составляет 2,4% всей глобальной прибыли банка. При этом лишь около 60% доходов Barclays было получено за пределами Британии и, соответственно, должны облагаться в иных юрисдикциях. При этом сам банк утверждает, что в целом по миру в 2009 году он заплатил налогов по ставке 23%. Ставка налога на прибыль в Британии составляет 28%.

Сохранение практики использования офшоров компаниями и частными лицами, несмотря на ужесточение правил в последние годы, привело к новым политическим инициативам. В середине января 2012 года лидер оппозиционных лейбористов Эд Милибэнд призвал полностью закрыть все дыры в налоговом законодательстве, которые ведут к офшорным юрисдикциям. По оценкам его партии, это приводит к тому, что британский бюджет недополучает около 4 млрд. долларов ежегодно. По мнению лейбористов, это позволило бы не так сильно сокращать государственные расходы, которые уже сегодня ударили по многим британцам, потерявшим рабочие места в госсекторе.

Сами офшоры вполне ожидаемо отрицают, что их деятельность ведет к потерям для британского бюджета. Глава правительства острова Мэн Алан Белл заявил, что «Мэн тесно и эффективно сотрудничает с ОЭСР по всем вопросам, которые касаются налогового режима». По мнению Джеффа Кука, главы Jersey Finance, слова лидера лейбористов вызваны «путаницей в понятиях «оптимизация налогов» и «уклонение от налогов», что дает неправильное представление о хорошо регулируемом офшорном центре на острове Джерси». Руководство обоих островов утверждает, что и ОЭСР, и МВФ высоко оценивают работу по повышению прозрачности финансовых транзакций.

Лондон

По материалам журнала "Эксперт"


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |