Навести порядок с использованием ГМО в Украине пытаются не первый год, но все попытки пока оставались тщетными. С 1 июля должно было вступить в силу постановление Кабмина об обязательной маркировке пищевых продуктов, имеющих в составе генетически модифицированные организмы.
Но в июне правительство в который раз решило перенести начало действия постановления – теперь уже на 1 января 2010 года. Объяснили это тем, что производители не успевают обновить дизайн упаковки. Особо настаивали на отсрочке действия постановления чиновники из Минагрополитики и Госкомпредпринимательства. Однако их пожелание не приняли во внимание, поэтому отныне пищевые продукты, содержащие генетически модифицированные организмы или произведенные с их использованием, должны содержать пометку «генетически модифицированный» либо «содержит генетически модифицированный организм или изготовлен с его использованием».
Переход на новые правила маркировки продукции будет осуществляться постепенно. Так, к 1 сентября каждый производитель должен маркировать не менее 20% своей продукции, к 1 октября – 50%, а к 1 января 2010 года – 100% продукции.
Согласно постановлению, если продукт содержит более 0,9% ГМО или ГМ-компонентов, производитель обязан сообщать об этом потребителям. В противном случае содержащая генную модификацию продукция будет изыматься из оборота. Если же продукт чист, пищевики имеют право смело указывать на упаковке «без ГМО», предварительно получив лабораторное заключение. Также продукты с ГМО должны размещаться на отдельных полках и стоить дешевле, чем натуральные.
Что написано пером...
Новый стандарт требует от производителей указывать на упаковке и этикетках пищевых продуктов все ингредиенты, входящие в их состав, и называть продукты своими именами, а не выдавать за другие. Ведь сегодня, чтобы снизить себестоимость продукции, многие производители вместо дорогих ингредиентов используют более дешевые: животный жир заменяют пальмовым, кокосовым и подсолнечным маслами, молочный белок – сывороткой.
Стандарт также предусматривает, что на упаковке обязательно должна быть предоставлена информация относительно характерных особенностей и специальной обработки продукта. То есть на этикетке должно быть указано, какой это продукт – «натуральный», «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «сублимированный», «пастеризованный», «стерилизованный», «термизованный», «охлажденный», «замороженный». Информацию «выращенный с применением только органических удобрений», «выращенный без использования пестицидов», «витаминизированный», «без консервантов» разрешено наносить только при наличии у производителя документального подтверждения со стороны соответствующих органов власти.
В случае введения в состав продуктов ароматизаторов, которые имитируют наличие натуральных пищевых продуктов, на упаковке указывается, что они содержат не вкус, а всего лишь ароматом (например, мяса, рыбы, молока, фруктов). О применении красителей подсказывают слова «природный», «синтетический», «искусственный». Обязательно должна присутствовать информация о применении во время производства продукта пищевых добавок, генетически модифицированного сырья (ГМО). Производителям придется менять шрифт текста на этикетках и упаковочных материалах, поскольку иногда они хитрят и размещают данные так, что их проблематично прочесть и человеку со стопроцетным зрением. Согласно новым требованиям, название товара должно быть написано шрифтом не менее 5 мм, а его цвет должен отличаться от цвета этикетки – для удобства при чтении.
Постановление подождет
Однако на практике производители не спешат информировать потребителей о наличии продуктов-мутантов. Да и в большинстве магазинов до сих пор не появились отдельные полки с продуктами, которые содержат генетически модифицированные организмы. Как признаются продавцы, их по-прежнему обязывают лишь отслеживать срок годности товара. «Кто же вам скажет правду о том, что в продукте находится? Да вы в жизни не проверите, из чего колбаса сделана. А на фрукты посмотрите – их же ни один червяк не ест! Наверное, не просто так», – говорят работники прилавка.
Скептицизм продавцов разделяют и эксперты. Они сходятся во мнении, что новый стандарт маркировки, к сожалению, не принудит производителей повысить качество продукции. Пожалуй, единственная польза нововведения будет заключаться в одном: маркировка позволит сделать понятным, что лежит перед нами на полке.
Что мы едим?
Некоторые специалисты утверждают, что на отечественном рынке реализуется, как минимум, 40% продуктов питания, содержащих ГМО. Чаще всего это изделия с модифицированным белком и соей: мясные, колбасные, молочные, кондитерские изделия, печенье, пельмени, овощи и фрукты, еда быстрого приготовления, мороженое, шоколад, соусы, кофе и чай.
Татьяна ОВСЯНИКОВА
Комментарии:
нет комментариев