Вряд ли сегодня существует хоть одна сфера деятельности современного человека, в которой он может обойтись без минимальных юридических знаний. Но для многих наших соотечественников юриспруденция становится работой. Если говорить о Запорожье, то фактически каждый вуз региона сегодня выпускает правоведов. И все же один из них является уникальным в том плане, что готовит сотрудников для правоохранительных органов. Речь идет о Запорожском юридическом институте Днепропетровского государственного университета внутренних дел, который в этом году отметил свое 15-летие.
Как рассказал «ПОЗИЦИИ» начальник Запорожского юридического института ДГУВД, заслуженный юрист Украины, кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор милиции Сергей Алферов, институт на сегодняшний день является вполне самодостаточным вузом. Это подтверждается и лицензией, выданной ЗЮИ, согласно которой он ежегодно может выпускать 300 бакалавров, 300 специалистов, 75 магистров и еще 600 мест – для заочников. При этом Сергей Николаевич подчеркивает, что вуз готовит именно специалистов, а не «носителей диплома». Поэтому и курсанты, и студенты уже с первого курса должны определяться, в какой именно сфере хотят впоследствии работать.
– Часто приходится слышать, что рынок труда Украины переполнен юристами, – говорит Сергей Алферов. – Но многих ли из них можно назвать действительно хорошими специалистами? Работодатели заинтересованы в профессиональных кадрах, и они всегда востребованы в обществе. Лично мне будет крайне неприятно, если человек, закончивший ЗЮИ, шел потом с нашим дипломом на биржу труда. Впрочем, таких случаев на моей памяти было аж... два, и то уже очень давно. Мне кажется, это обстоятельство как нельзя лучше свидетельствует о высоком качестве образования в нашем вузе.
– При том, что основной его задачей является все же подготовка сотрудников для правоохранительных органов – вуз-то ведомственный...
– Подчиняемся мы непосредственно Министерству внутренних дел, в год готовим около 250 специалистов для милиции, прокуратуры, судов и т.д. Более половины из них – жители Запорожской области, остальные – приезжие из Днепропетровска, Луцка, Херсона, Одессы, Винницы, Хмельницкого, Полтавы, Кировограда, которые проходят по разнарядке Министерства. Уже с четвертого курса они проходят практику в райотделах милиции и судах. Это принципиально важный момент в обучении: такая практика делает их совершенно другими людьми, уже практически готовыми к полноценной работе в подобных условиях. Фактически ЗЮИ ДГУВД является единственным поставщиком кадров для правоохранительных органов региона. Наши выпускники работают не только в Запорожье, но и в других областях Украины, в столичных судах и Министерстве внутренних дел.
– Уделяется ли должное внимание отработке практических навыков курсантов?
– Разумеется. Например, стрелковых тиров у нас три, еще один – на «Волне», в Каневском есть стрельбище. Конечно, существует определенная проблема с обеспечением – не хватает боеприпасов. Поэтому иногда приходится переходить на компьютерные виды подготовки или спортивное оружие. Курсанты занимаются рукопашным боем, спортом – словом, всем тем, что в дальнейшем пригодится им в работе.
В последнее время много говорят о том, что в связи с несколькими смертями украинских школьников на уроках физкультуры необходимо пересмотреть спортивные нормативы в сторону их послабления. У нас же, как известно, физическая подготовка является одним из экзаменом для абитуриентов. Но нормативы при поступлении в вуз не меняются, потому что их выставляет сама жизнь. Кому нужен слабый милиционер, который не сможет постоять ни за общество, ни за себя? Но в связи с этим у меня возникает вопрос: откуда взяться у нашей нации здоровью, если за годы независимости государство строило не стадионы, спортплощадки и бассейны, а бары и залы игровых автоматов? Потому молодежь наша такая хилая – о ее здоровье некому заботиться. Все думают только о деньгах, а не о детях.
– А думало ли государство, на Ваш взгляд, о молодежи, когда втягивало вузы страны в Болонский процесс?
– Это очень сложный вопрос. Я достаточно поездил по миру и видел эту систему в действии: есть в ней позитивные моменты. Но нельзя было Украине перенимать ее целиком! По большому счету, соответствие украинского диплома европейским стандартам в жизни не действует все равно. Уедет наш молодой специалист в Европу и будет проходить переподготовку согласно местной специфике, язык учить, а это еще лет пять. Впрочем, украинцы легко интегрируются в Европу и без диплома – сезонными рабочими, строителями и т.д. Кстати, углубленное изучение иностранных языков для будущих работников милиции в ЗЮИ практикуется. Но, к сожалению, не каждому они в одинаковой степени даются, поэтому в полном объеме поставленную задачу мы выполняем не так, как хотелось бы. Оценка – не всегда истинный показатель знаний, потому что вызубрить – это одно, а свободно владеть языком – совсем другое дело.
– Сергей Николаевич, в заключение – не самый приятный, но насущный вопрос: в обществе сложился неоднозначный стереотип о работниках правоохранительных органов...
– Согласен, вырисовался образ, что сотрудники МВД – чуть ли не поголовно взяточники, из защитников превратились в бандитов в погонах. Но это у нашего общества менталитет такой. За рубежом требования полицейского выполняются беспрекословно, у нас же неповиновение вошло в практику. Безусловно, всякое бывает, но в большинстве своем в милицию идут работать не для решения личных проблем, а для помощи тому самому обществу. Лично мне за своих выпускников не стыдно. Мы с первого курса приучаем курсантов к дисциплине, они живут по уставу, при четком распорядке дня. Психологической и моральной подготовке уделяем максимум внимания. Рассказываем им, как себя вести, с кем дружить, с кем в кафе за один стол садиться. А если кого-то правила вуза не устраивают – будь добр, с вещами на выход: честь мундира смолоду позорить – недопустимо.
Максим КОРОБЕЦ
Комментарии:
нет комментариев