В Украине готовится новое наступление на секонд-хенд. Ввоз подержанной одежды из-за границы правительство намерено обложить высокими пошлинами. Это значит, что покупателей вскоре ждет повышение цен на ношеные вещи, а владельцев торговых точек – сворачивание бизнеса.
Первое «покушение» на бывшие в обиходе предметы гардероба сорвалось – в сентябре прошлого года Госкомпредпринимательства не удалось «протащить» идею полного запрета на импорт вещей из «вторых рук». Уничтожить секонд-хенд должна была новая норма Налогового кодекса, согласно которой пошлиной облагался бы не килограмм одежды, а каждое (!) изделие. Парламентарии тогда не решились выступить в роли палачей секонда, опасаясь акций протеста рядовых граждан и предпринимателей.
Кроме того, полный запрет на ввоз подержанных вещей не получил бы одобрения ЕС – такие меры украинского правительства противоречили бы принципам свободной торговли, которую наша страна собирается вести с европейским сообществом. Так что сторонникам радикальных мер пришлось заняться поиском других путей, чтобы защитить украинских производителей от импортного ширпотреба. Ввозные цены на одежду с чужого плеча – вот что предложили защитники отечественного легпрома. Покупателям секонда после вступления в силу этого нововведения за одежду, бывшую в употреблении, придется платить в несколько раз больше. Удар по кошельку ощутят прежде всего люди среднего достатка, которые благодаря секонд-хенду могли обновить свой гардероб недорогими, но качественными вещами.
Закрыть или оставить?
Однако вполне очевидно, что от правительственных новаций в не меньшей степени пострадают и торговцы подержанной одежды. Если сейчас килограмм секонд-хенда обходится в 8 – 20 гривен, то после введения новых ввозных пошлин его стоимость возрастет, как минимум, вдвое. В результате ношеные кофточки, брюки и футболки будут стоить столько же, сколько и новенький китайский ширпотреб. Торговцы уверены: таким образом их бизнес вытесняют с рынка. Ведь если люди перестанут покупать подержанную одежду, ввозить ее будет невыгодно и проблема ненужных конкурентов решится сама собой – базарные лотки и мелкие магазины просто закроются.
Свернуть свой скромный бизнес, возможно, придется и 38-летней жительнице Запорожья Лилии. Женщина более десяти лет продает бэушные вещи: торговля секондом стала дополнительным источником доходов для ее семьи. После ночного дежурства в пожарной части Лиля спешит на рынок – небольшие партии подержанной одежды раскупаются достаточно быстро. Семейный бюджет от этого бизнеса только выиграл. Поэтому кабминовские «рацпредложения» поставили предпринимательницу перед выбором: торговать себе в убыток или повышать цены. Во втором случае она лишится постоянных покупателей и неплохого заработка. В раздумье пребывает и большинство ее коллег: каждый из них теоретически может пополнить ряды безработных горожан. Восемь месяцев назад они, протестуя против невыгодной реформы, отстояли свое право на торговлю. Сегодня их, похоже, загнали в угол по-настоящему.
Накануне возможного подорожания заграничной одежды в торговых точках разбирают практически весь товар – даже тот, который лежал месяцами и считался неликвидным. Запорожцы запасаются впрок ношеными вещами, пока те еще доступны по цене. А в Донецке, говорят, подержанную одежду вообще покупают в долг.
Татьяна ОВСЯНИКОВА
Комментарии:
народ | 01.06 2011 в 21:30
уроды это правительство, народу руки связывают вообще, если людям среднего и ниже среднего класса с зарплатой 1500гр. покупать в магазине кофточку за 500 грн. то на хлеб не останеться....не думают за народ никак....
Точка | 01.06 2011 в 21:25
Я не знаю ,як ми будемо жити без секонду, адже саме там вдягаємося сім*єю. Важко, коли три людини в сім*ї, одна інвалід, інша дитина, і лише чоловік працює. Та й не всі речі з секонду страшні, сумні і невеселі. Ми знаходимо зовсім нові речі, в гарному стані, варто лише дивитися і обирати саме твоє. Отже, завершуючи думку, я проти. Бо після закриття секондів я не стану купувати китайські товари, бо вони найчастіше гірші і недовговічніші за секонд. Хоча, обирати, мабуть-таки, не нам :(