Обилие кружков и секций в городе довольно часто становится проблемой для нерешительных детей и родителей. Хорошо, если с самого детства малыш увлечен пением или футболом и родители поощряют его увлечение, а если нет? Как выбрать занятие для ребенка? И кто должен выбирать: родители или дети? С этими вопросами мы обратились к практикующему психологу Евгению Клопоте.
– Евгений Анатольевич, большой выбор кружков и секций приводит в растерянность не только детей, но и родителей. Как правильно сделать выбор?
– В первую очередь необходимо пообщаться с ребенком. В большинстве случаев эта проблема решается именно так. Но бывают и случаи, когда дети не имеют четких предпочтений и желаний. Они либо отказываются от всего, что им предлагают родители, либо готовы посещать все секции одновременно. Такая ситуация говорит только о том, что у ребенка не было возможности сравнить предлагаемые ему увлечения. Перед тем как отдать малыша на футбол, необходимо поиграть в мяч с ним дома, перед занятием пением – попрактиковаться в домашних условиях. Довольно часто дети подражают своим родителям: маме, которая прекрасно поет, пусть и на кухне, или папе, который увлечен футболом, хоть и любительским. Главное, чтобы у ребенка был выбор, и он осознавал, чего от него хотят. Родители, в свою очередь, должны разобраться, какие способности есть у ребенка: то ли это художественные наклонности, то ли спортивные.
– В случаях, когда желания родителей и детей не совпадают, насколько действенна методика принуждения?
– Однозначно, у детей должно быть право выбора. Самое главное, что есть в детях – это творческое начало. Довольно часто взрослые, сами того не осознавая, своими стандартами убивают это творческое начало. Под влиянием многочисленных талант-шоу они норовят сделать из своих малышей копии телевизионных героев, иногда даже не задумываясь о том, чего хочет их чадо. Метод принуждения действенен лишь в том случае, если ребенок, сидя перед голубым экраном, начинает осознавать, что хотел бы иметь такой же голос или так же танцевать. В иных случаях принуждение – это способ «сломать» ребенка, не более. Очень важно давать маленькой личности право выбора. Не пытаться реализовать в ребенке все то, что не удалось реализовать самим родителям.
– Известны случаи, когда по принуждению родителей дети становились популярными артистами, певцами, спортсменами…
– Да, но это было не принуждение. Заставлять ребенка играть в футбол можно на протяжении многих лет, но делать это качественно он сможет, только полюбив этот вид спорта. Заставить полюбить тот или иной вид деятельности можно посредством методики «белого кролика». Принцип ее действия заключается в том, чтобы регулярно заниматься определенным видом деятельности, при этом, поощряя малыша. Занятия должны проходить в положительной атмосфере, при этом родители должны регулярно говорить и показывать результаты других людей, достигших высот на этом поприще. Но, эта методика, в данном случае, скорее исключение из правил, ее использование не дает 100% результата.
– Как выйти из ситуации, когда дети отказываются посещать какой-либо кружок или секцию? Нужно ли заставлять их?
Это неоднозначная ситуация. С одной стороны, заставляя ребенка делать то, что хочется его родителям, они делают насилие над его личностью. Но, с другой стороны, многие дети, в силу своей неопытности, не имеют достаточной мотивации и не понимают, что посещение каких-либо кружков и секций – это не только полезно и увлекательно, но важно для дальнейшего развития. Соответственно, помочь сформироваться ребенку, подсказать и даже заставить, родители просто обязаны. Исключением является случай, когда школьник по состоянию здоровья не может заниматься тем или иным видом деятельности. Если же ребенок абсолютно здоров и все равно отказывается посещать кружок, то проблема в другом. Значит, родители ранее «отбили» желание заниматься чем-либо. К примеру, если еще в детстве он хотел попробовать себя в роли мастера – взял молоток и начал что-то «мастерить». На что взрослые отреагировали стандартно – наказали его. Естественно, после таких мер пресечения ребенок не возьмет в руки молоток. Таких примеров может быть масса.
Также нельзя шутить и смеяться над неудачными попытками ребенка проявить свой творческий потенциал. Это может стать причиной замкнутости чада в будущем. Исправить ситуацию можно только методом поощрения, похвалой, и даже в какой-то мере восхищением. К примеру, если родители услышали, как их малыш тихонько поет и делает это неплохо, об этом стоит обязательно сказать, похвалить и предложить развивать свои способности. Это поможет избавить его от комплексов, поднять самооценку и, соответственно, отправить оттачивать свое мастерство с преподавателем.
Надежда БУРДЕЙ
Комментарии:
нет комментариев