Грандиозное полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», хранящееся в Русском музее в Санкт-Петербурге, знает, наверное, каждый. Колоритные казаки, растиражированные по всему миру, стали чуть ли не «визитной карточкой» художника Ильи Репина. Художник начал работать над картиной в 1880 году, когда после победоносной войны России с турками страну захлестнуло патриотическое цунами. Репин, остро чувствуя потребу дня, быстро набросал первый эскиз будущего шедевра. Сюжет мастеру подсказал его друг – историк искусства и художественный критик из Киева Андриан Прахов. Он рассказал Илье Ефимовичу о письме запорожских казаков турецкому султану, а также о слухах и домыслах, окружавших его. По словам Андриана Викторовича, в Малороссии, а именно так называли в то время Украину, этот «документ» хранился чуть ли не в каждом селе. А «соленые цитаты» из него тогда любили зачитывать в любой подгулявшей компании.
Итак, остановив свой выбор на якобы историческом моменте, Репин бросился искать натуру. Для этого художник ездил по местам бывшей Запорожской Сечи, выискивая наиболее колоритные лица.
В результате получился настоящий шедевр, который в 1892 году купил император Александр III, выложив за картину 35 тысяч рублей.
Шесть вариантов переписки
Но вернемся к письму запорожцев. Согласно легенде, этот документ был написан в 1676 году атаманом Иваном Сирко в ответ на ультиматум султана Османской империи Магомета IV. Оригинал письма не сохранился. Коллективное творчество разудалых казаков так бы и кануло в Лету, если бы в 1870 году этнограф-любитель Новицкий не нашел «копию» послания, сделанную столетие спустя.
В 1872 году оба текста – письмо султана и ответ запорожцев – были опубликованы в журнале «Русская старина». Правда, полностью процитировать ответ запорожцев редакция журнала не сочла возможным из-за его чересчур «красочного» языка. Вслед за публикацией на свет стали всплывать и другие аналогичные письма, каждое из которых претендовало на то, чтобы называться оригиналом.
К началу XX столетия было известно по меньшей мере шесть вариантов таких писем, при этом их датировка варьировалась от начала XVII века до второго десятилетия XVIII века.
Султана же казаки в различных вариантах послания называли и Махмудом IV, и Ахметом III, и даже Османом II. Если поверить в то, что эту дипломатическую «продукцию» действительно куда-то отправляли, то может сложиться впечатление, что запорожцы и турки только тем и занимались, что в каждом поколении обменивались письмами примерно одинакового содержания.
Еще настораживает историков тот факт, что до сих пор не найдено ни одного источника информации, из которого можно было бы узнать о реакции турецкого султана на это письмо. Текст-то ему, как нас убеждают некоторые исследователи, доставили в целости и сохранности. А в ответ – тишина.
Да и стиль поведения османского султана выглядит весьма неправдоподобно. С чего бы грозный султан проявлял к врагам столь несвойственную ему мягкость? Ведь он не угрожал нечестивцам всяческими карами, а лишь предлагал им перемирие.
Сам же ответ казаков написан в стиле и традициях тогдашнего народного творчества. Такое впечатление, что речь идет не о дипломатическом документе, а о вольном творчестве казацких писарей.
30 тысяч червонцев за присягу врагу!
Многие из вариантов письма подписаны так: «Кошевой атаман Иван Сирко со всем кошом запорожским». Кто такой Сирко, известно. Это одна из наиболее ярких фигур казачества. Он провел более 50 походов и ни разу не потерпел поражения.
Но есть в его биографии и одно темное пятно. В 1677 году турки и татары осадили Чигирин. Русские войска и украинские казаки гетмана Самойловича отбили их. Но, как пишет историк Яворницкий, «ни в деле под Чигирином, ни во время бегства неприятелей в запорожскую степь Сирко и запорожцы участия не принимали и врагов не преследовали». Нашел он и причину странной пассивности того, кого турки величали за жестокость по отношению к ним Урус Шайтаном (Русским дьяволом), – подкуп! На него указывал Москве обиженный гетман Самойлович, вынужденный в одиночку отбиваться от басурман: «Когда хан бежал из-под Чигирина и очутился ниже Сечи возле Днепра, то Сирко и запорожцы с ним на три года перемирие учинили, оттого Сирковы казаки многих татар через Днепр на своих байдаках перевозили... А султан турецкий 30 тысяч червонцев для склонения в подданство свое Сирка и его казаков в город Кызыкермень с моравским беем отправил. Тот моравский бей многим языкам в школах учился и с кошевым Сирком в поле съезжался; поставив свои полки каждый на особых местах, сойдя с коней и отошедши далеко от них, кошевой Сирко и моравский бей брали друг друга за руки и так ходили долго между кустов; в это время Сирко принял подарки от бея и присягнул на подданство турецкому султану».
Эти обстоятельства лишний раз указывают на то, что никакого письма запорожцев турецкому султану на самом деле не существовало, и по большому счету, его и не могло быть.
Подготовил Олег ВАЛИК
Комментарии:
нет комментариев