Посол РФ в Украине Михаил Зурабов рассказал, почему дипломаты поддерживают контакты с представителями всех украинских политических сил, выступающих за консолидацию страны и развитие отношений с Россией.
– Как вы оцениваете итоги украинских парламентских выборов?
– Россия признает любой выбор Украины при том понимании, что и за Россией сохраняется право реагировать на изменения в украинской политике через призму своих национальных интересов.
Российское посольство в Киеве обязано и старается информировать российское руководство обо всех деталях событий, происходящих в Украине, максимально объективно и ничего не приукрашивая. Задача дипмиссии, таким образом, не сводится только к взаимодействию с политическими силами, которые находятся во власти, но предполагает доведение российской точки зрения до сведения и политиков, находящихся в оппозиции. Считаем в этой связи контакты со всем спектром политических сил Украины в порядке вещей. Можно ожидать, что по итогам парламентских выборов по обоюдному согласию состоится расширение круга тех, с кем российское посольство постоянно взаимодействует.
– Визит президента Украины Виктора Януковича в Москву, совершенный перед выборами, мог повлиять на их результаты?
– Я не думаю, что может быть прямая корреляция, хотя и допускаю, что событие подобного масштаба может быть использовано в предвыборных целях. Возможно, по этой причине некоторые обозреватели высказывали предположение, что упомянутый визит носил пропагандистский характер. Я так не считаю, более того, зная детали этой поездки, имею основания подтвердить необходимость этой встречи. Поясню. Очевидно, что в ближайший месяц или чуть дольше в Украине приоритетом будет формирование персонального состава комитетов и органов управления Верховной Рады и, возможно, как заявило недавно руководство Украины, формирование нового правительства. Вряд ли этот период будет наилучшим для продуктивной работы и двусторонних контактов. В том числе и по этой причине в ходе визита президента Украины в Москву руководители двух стран постарались создать задел для работы на ближайшие пару месяцев, заслушав доклады министров и дав поручения по ряду важнейших вопросов двусторонних отношений. В частности, предметно рассматривался вопрос о предоставлении кредита на достройку третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС, обсуждались вопросы о квотах на поставку украинских труб на 2013 год и ходе работы над Соглашением о взаимном отказе от взимания утилизационного сбора на российские и украинские автомобили, а также ряд других тем. Кроме этого, шел разговор о сроках и повестке государственного визита президента Украины в Россию и российско-украинском межрегиональном экономическом форуме, проведение которого было намечено на октябрь нынешнего года в Нижнем Новгороде.
– Звучало ли во время этих переговоров слово «газ»?
– Вопрос энергетического сотрудничества между нашими странами всегда является одной из тем, которые, как правило, обсуждается в контактах на высшем уровне. На этот раз в центре внимания, в первую очередь, были вопросы текущего характера, имеющие отношение к подготовке украинских партнеров к работе в условиях осенне-зимнего максимума с учетом необходимости бесперебойной поставки российского газа европейским потребителям. Отдельно были затронуты и вопросы, касающиеся модернизации украинской газотранспортной системы и перспективы создания газового консорциума. И хотя некоторое время тому назад возникли обстоятельства, которые, во всяком случае, не облегчают поиск взаимоприемлемых решений в этом аспекте сотрудничества, по моему мнению, при наличии политической воли оптимальное решение может быть найдено.
– Результаты украинских выборов на поиск развязок в этом вопросе могут повлиять?
– Не думаю. Хотя их значение нельзя недооценивать. И Россия, и Украина находятся на этапе реформирования экономики, социальной сферы, модернизации политических и государственных институтов. В процессе преобразований как по объективным, так и по субъективным причинам, возникает вероятность негативной реакции определенной части населения на проводимые реформы. Нередко политические силы, находящиеся в оппозиции к власти, используют временные трудности для расширения своего электорального поля. В тех же случаях, когда в стране выборы происходят практически каждые два года, «окно возможностей» для проведения системных преобразований практически отсутствует. Без достижения компромисса между различными политическими силами проведение масштабных реформ маловероятно. В условиях же радикализации политических сил вероятность выхода на подобный «общественный договор» становится крайне низкой. В этом и состоят, по моему мнению, риски новой политической конфигурации в Верховной Раде.
– Считаете ли вы, что тема пересмотра украинского закона о языках, расширяющего права русского, останется актуальной после выборов?
– Да. Но осознавая политические сложности, связанные с данным законом, необходимо также учитывать, что русский язык в Украине – это не язык оккупантов. Русский язык существовал и развивался в Украине веками бок о бок с украинской «мовой». Русские люди, как и украинцы, всегда жили на землях, входящих сегодня в состав современного украинского государства. Поэтому справедливым является стремление этих людей не только грамотно и красиво говорить на украинском, но и на родном русском языке, и отказывать им в праве остаться в их историческом поле, а их детям – получать образование на родном языке, нельзя.
– Требования партии «Свобода», которая получила высокий результат на парламентских выборах – денонсация Харьковских соглашений и запрет базирования Черноморского флота в Крыму. Что этому противопоставит Россия?
– Денонсация Харьковских соглашений сопряжена с серьезными экономическими издержками. Россия в рамках исполнения Харьковских договоренностей уже понесла экономические потери, которые следует учитывать. Действительно, предвыборная риторика нередко отличается радикализмом. Но это один из тех чувствительных вопросов, в отношении которых нужно проявлять большую осмотрительность. В недавнем прошлом можно найти немало примеров того, как непросчитанные политические шаги отрицательно влияли на двусторонние экономические отношения. Полагаю, что прагматизм украинских политиков вне зависимости от того, к какой политической силе они принадлежат, является страховкой от спонтанных опрометчивых действий. Россия – крупнейший торгово-экономический партнер Украины. Потенциал российского рынка для украинских производителей – фактор, способный существенно повлиять на преодоление экономических проблем, с которыми сталкивается Украина в контексте неблагоприятной ситуации в мировой экономике. Хотелось бы думать, что ставить под удар перспективу российско-украинских торгово-экономических отношений не готова ни одна политическая сила в Украине. Если, конечно, в планы этой силы не входит экономическая и политическая дестабилизация в стране. В противном же случае надо быть готовым к любым заявлениям и любым действиям.
Янина СОКОЛОВСКАЯ
Комментарии:
нет комментариев